Упражнения дыхательной гимнастики для дошколят. Комплекс дыхательной гимнастики для детей

Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста

Особенности дыхания детей
Дыхательная система детей несовершенна, и чем меньше ребенок, тем уже все дыхательные пути, а слизистая оболочка, их выстилающая, очень нежная, легко воспаляющаяся, даже под действием частиц пыли; при этом и без того узкие ходы становятся еще уже, и ребенку становится трудно дышать.
Жизненная емкость легких тем меньше, чем меньше ребенок, а потребность в кислороде велика, поэтому ребенок часто и поверхностно дышит. Вот почему в комплекс физкультурно-оздоровительных упражнений необходимо включать дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика в дошкольном возрасте преследует следующие задачи:
-повышение общего жизненного тонуса ребенка и сопротивляемости, закаленности и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы;
При составлении комплексов дыхательной гимнастики учитывалось:
-эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения;
-доступную степень сложности упражнений для детей разного возраста;
-степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры.
С целью систематического использования дыхательные упражнения они включены в комплексы оздоровительной гимнастики после сна, утреннею гимнастику и физкультурных занятий.
Огромную роль играет дыхательная гимнастика в закаливании и оздоровлении детей.
Техника выполнения дыхательных упражнений.
В основу методики проведения занятий положено применение специальных статических и динамических дыхательных упражнений. Основу дыхательных упражнений составляет упражнение с удлиненным и усиленным выдохом на фоне общеукрепляющих и общеразвивающих физических упражнений. Этого можно достичь с произнесением гласных звуков (а-а-а, у-у-у, о-о-о) шипящих согласных (ж и ш) и сочетаний звуков (ах, ух, фу). Эти дыхательные упражнения желательно проводить в игровой форме (жужжит пчела, гудит самолет, стучат колеса поезда и т. д.).
Помещение, в котором находится ребенок, всегда должно быть хорошо проветрено: в чистом воздухе меньше микробов, уменьшается риск заболевания.
Занятия рекомендуется проводить в облегченной одежде, при температуре воздуха не выше 17-20 градусов. Продолжительность занятий от 10-12 до 30 минут в зависимости от возраста детей и периодичности занятий. Занятия могут проводиться педагогом, инструктором, воспитателем или медицинским работником дошкольного учреждения.
Нагрузка постепенно увеличивается за счет увеличения числа повторений и усложнения упражнений.

Комплексы дыхательной гимнастики

Комплекс № 1. Послушаем свое дыхание

Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам - состояние организма.
Исходное положение - стоя, сидя, лежа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены. В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:
-куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;
-какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части - волнообразно);
-какое дыхание: поверхностное (легкое) или глубокое;
-какова частота дыхания: часто происходит вдох-выдох или спокойно с определенным интервалом (автоматической паузой);
-тихое, неслышное дыхание или шумное.
Данное упражнение можно проводить до физической нагрузки или после, чтобы дети учились по дыханию определять состояние всего организма.

Дышим тихо, спокойно и плавно

Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.
Исходное положение - стоя, сидя, лежа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть. Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос. Повторить 3-5 раз.
Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы да¬же подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.

Подыши одной ноздрей

Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.
Исходное положение - сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.
1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).
2. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки - через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка». 3-4. То же другими ноздрями. Повторить 3-6 раз.
Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрей сделать вдох-выдох (сначала той ноздрей, которой легче дышать, затем другой). Повторить по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрей отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.

Воздушный шар (дышим животом, нижнее дыхание)

Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части легких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.
Исходное положение - лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нем лежат обе ладони. В дальнейшем данное упражнение можно выполнять стоя. Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.
1.Медленный, плавный вдох, без каких-либо усилий, - живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.
2.Медленный, плавный выдох - живот медленно втягивается к спине.
Повторить 4-10 раз.

Воздушный шар в грудной клетке (среднее, реберное дыхание)

Цель: учить детей укреплять межреберные мышцы, концентрировать свое внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов легких.
Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть ребер и сконцентрировать на них внимание.
Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками ребра грудной клетки.
1.Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим.
2.На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части ребер.
Примечание. Мышцы живота и плечевого пояса остаются непод¬вижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть ребер грудной клетки.
Повторить 6-10 раз.

Воздушный шар поднимается вверх (верхнее дыхание)

Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов легких.
Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.
Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плеч. Повторить 4-8 раз.

Ветер (очистительное, полное дыхание)

Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.
Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.
1. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки.
2. Задержать дыхание на 3-4 секунды.
3. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух нескольки¬ми отрывистыми выдохами. Повторить 3-4 раза.
Примечание. Упражнение не только великолепно очищает, вентилирует легкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.

Радуга, обними меня

Цель: та же.
Исходное положение - стоя или в движении.
1. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.
2. Задержать дыхание на 3-4 секунд.
3. Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обни¬мая плечи; одна рука идет под мышку, другая на плечо. Повторить 3-4 раза.
Повторить 3-5 раз упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно».

Комплекс 2.

Цель данного комплекса: укреплять носоглотку, верхние дыхательные пути и легкие.
Все упражнения комплекса выполняются стоя или в движении.

Подыши одной ноздрей

Повторить упражнение «Подыши одной ноздрей» из комплекса № 1, но с меньшей дозировкой.Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный (как ёжик), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произ¬вольный, через полуоткрытые губы. Повторить 4-8 раз.

Губы «трубкой»

1. Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межреберные мышцы.
2.Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа.
3.Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух).

4.Пауза в течение 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно. Повторить 4-6 раз.

Ушки
Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо-влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный. Повторить 4-5 раз.
Пускаем мыльные пузыри
1.При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.
2.Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные пузыри.
3.Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.
4.Выдох спокойный через нос с опущенной головой. Повторить 3-5 раз.
Язык «трубкой»
1.Губы сложены «трубкой», как при произношении звука «о». Язык высунуть и тоже сложить «трубкой».
2.Медленно втягивая воздух через «трубку» языка, запол¬нить им все легкие, раздувая живот и ребра грудной клетки.
3.Закончив вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову так, чтобы подбородок коснулся груди. Пауза -3-5 секунд.
4. Поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос. Повторить 4-8 раз.
Насос
1.Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.
2.Выполнять наклоны вперед- вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как при накачивании шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и вдохов).
3.Выдох произвольный. Повторить 3-4 раза.
Примечание. При вдохах напрягать все мышцы носоглотки.
Усложнение. Повторить 3 раза упражнение, затем наклоны вперед-назад (большой маятник), делая при этом вдох-выдох. Руки при наклоне вперед свободно тянуть к полу, а при наклоне назад поднимать к плечам.
При каждом вдохе напрягаются мышцы носоглотки.
Повторить 3-5 раз.
Дышим тихо, спокойно и плавно
Повторить упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» из комплекса № 1, но с меньшей дозировкой.
Комплекс 3.
Проводится в игровой форме.
Ветер на планете
Повторить упражнение «Насос» из комплекса № 1.
Планета «Сат-Нам»-отзовись! (йоговское дыхание)
Цель. Учить детей укреплять мышечный тонус всего туловища и всей дыхательной мускулатуры.
Исходное положение - сидя ягодицами на пятках, носки вытянуты, стопы соединены, спина выпрямлена, руки подняты над головой, пальцы рук, кроме указательных, переплетены, а указательные пальцы соединены и выпрямлены вверх, как стрела.
После слов «Планета, отзовись!» дети начинают петь « Сат - нам».
Повторить 3-5 раз.
Примечание. «Сат» произносить резко, как свист, поджимая живот к позвоночному столбу -это резкий выдох.«Нам» произносить мягко, расслабляя мышцы живота - это небольшой вдох.
Цикл дыхания: выдох «сат» - пауза - вдох «нам». С произнесением «сат» напрягаются мышцы туловища: ноги, ягодицы, живот, грудь, плечи, руки, пальцы рук и ног, мышцы лица и шеи; «нам» - все расслабляется.
Упражнение выполняется в медленном темпе. После того как дети 6-8 раз произнесут «Сат-нам», взрослый говорит: «Позывные принял!»
На планете дышится тихо, спокойно и плавно
Повторить упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» из комплекса № 1, но с меньшей дозировкой с целью расслабле¬ния мышечного тонуса.
Инопланетяне
Цель: та же, что и в упражнениях «Дышим тихо, спокойно и плавно», «Планета «Сат-нам» - отзовись!»
Разница в выполнении: напряжение мышц на вдохе, а расслабление на выдохе.
Исходное положение - 3-4 раза из положения лежа на спине, 3-4 раза стоя. Упражнение выполняется под словесное сопровождение, например: «Инопланетяне просыпаются, напрягаются» и т. д.
1.Спокойно выдохнуть воздух через нос, втягивая в себя живот, грудную клетку.
2. Медленно и плавно выполнять вдох, заполняя полностью легкие.
3.Задержать дыхание, напрягая все мышцы и мысленно проговаривая: «Я сильный (ая)».
4.Спокойно выдохнуть воздух через нос с расслаблением мышц.

Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.
Все три комплекса связаны между собой по степени увеличения физической нагрузки на определенные мышцы дыхательной системы и по технике выполнения.
В первом комплексе больше внимания уделяется типам дыхания - успокаивающе-восстановляющему и очистительному (упражнения выполняются без особого напряжения мышц).
Второй комплекс направлен на укрепление носоглотки, верхних дыхательных путей и легких с напряжением тонуса определенных групп мышц.
Третий комплекс в основном направлен на укрепление мышечного тонуса всей дыхательной системы.
Все три комплекса необходимо чередовать в течение одной или двух недель, т. е. каждый комплекс проводить по 2-3 дня. (При разучивании каждого комплекса количество дней можно увеличить.)
Можно комплексы варьировать: например, весь комплекс, но с меньшей дозировкой в упражнениях, или по 3-4 упражнения из разных комплексов, но с сохранением дозировки.
Младшие дошкольники выполняют все дыхательные упражнения с меньшей дозировкой и в упрощенной форме, с постепенным усложнением.
Отдельные упражнения включены в данные комплексы можно использовать в качестве профилактики от простудных заболеваний, особенно в холодное время года.
Комплексы можно использовать в работе с детьми разного дошкольного возраста, но начинать необходимо с упрощенной формы выполнения. Дети одного возраста развиваются по-разному, поэтому каждому ребенку нужно показать точную технику выполнения дыхательного упражнения, строить работу в зависимости от его индивидуальных возможностей.

Комплекс дыхательных упражнений.

Младшая группа.

Упражнение № 1. «Перекличка животных».
Между детьми распределяются роли различных животных и птиц. Дети должны, услышав от ведущего название своего животного, на медленном выдохе произнести соответствующее звукоподражание. Игра оживляется, если ведущий старается запутать играющих: называет животное, а смотрит на ребенка, исполняющего совсем другую роль. Внимание направлено на длительность и четкость звучания согласных и гласных звуков.
Упражнение № 2. «Трубач».
Дети подносят к лицу сжатые кулачки, располагая, их друг перед другом. На выдохе медленно дуют в “трубу”. Инструктор хвалит тех, кто дольше всех сумел дуть в “трубу”.
Упражнение № 3. «Топор».
Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены, и пальцы рук сцеплены “замком”. Быстро поднять руки - вдох, наклониться вперед, медленно опуская “тяжелый топор”, произнести - ух! - на длительном выдохе.
Упражнение № 4. «Ворона».
Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх - вдох, медленно опустить руки - выдох. Произнести: кар!
Упражнение № 5. «Гуси».
Дети сидят. Кисти согнутых рук прижаты к плечам. Сделать быстрый вдох, затем медленно наклонить туловище вниз, отвезти локти назад, на длительном выдохе произнести: га. Голову держать прямо. Возвратиться в исходное положение - вдох. На выдохе произнести га, гы.

Комплекс дыхательных упражнений. Средняя группа.

Упражнение № 1. «Поиграем животиками».
Цель: формирование диафрагмального дыхания.
В положении лежа на спине, дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают - при этом животик надувается, затем выдыхают - животик втягивается. Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую-либо небольшую игрушку. Когда ребенок вдохнет, игрушка вместе с животом поднимется вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз - как будто она качается на качелях. Второй вариант. В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками.
Упражнение № 2. «Узнай по запаху».
Цель: выработка глубокого длительного вдоха, развитие обоняния.
Дети по очереди нюхают, например цветы, стараясь запомнить их запах. Взрослый просит ребенка закрыть глаза и подносит ему один из цветков, предлагая определить по запаху, какой именно цветок перед ним. Ребенок должен сделать глубокий длительный вдох носом, не поднимая плеч, а затем выдох и назвать угаданный цветок. Для того, чтобы ребенок сделал глубокий диафрагмальный вдох, взрослый сначала сам показывает, как надо понюхать цветок. А затем, держа цветок перед лицом малыша, педагог просит ребенка положить обе ручки на живот и проконтролировать, таким образом, свое дыхание.
Упражнение № 3. «Носик и ротик поучим дышать».
Цель: дифференциация вдоха и выдоха через нос и рот, развитие внимания.
Ребенок учится контролировать свой вдох и выдох, осуществляя их разными способами. Сначала ребенок выполняет вдох носом и выдох носом (2-4 раза), показывая указательным пальчиком до носа; а, вдыхая ртом, подносит ладонь ко рту, но не дотрагивается, а лишь тактильно контролирует, выходящую изо рта воздушную струю. Второй вариант. Аналогично проводятся упражнения: вдох ртом - выдох ртом (ко рту подносится ладошка) и вдох ртом - выдох носом (при вдохе ребенок открывает рот, а при выдохе закрывает и показывает на нос указательным пальчиком).
Упражнение № 4. « Загони мяч в ворота».
Цель: выработка длительного, сильного, целенаправленного выдоха, развитие глазомера. Взрослый показывает детям, как нужно подуть на “мяч”, чтобы загнать его в игрушечные ворота. Дети по очереди выполняют игровое упражнение. Побеждает тот, кто сумел отправить “мяч” в ворота с одного выдоха.
Упражнение № 5. «Погудим».
Цель: выработка длительного плавного ротового выдоха.
Взрослый демонстрирует детям, как можно подуть в пузырек, чтобы он загудел. Для этого нижняя губа должна слегка касаться края горлышка, а выдуваемая воздушная струя-“ветерок” быть достаточно сильной. Затем по очереди дети сами дуют в свои пузырьки, добиваясь возникновения гудящего звука. В заключение упражнения все дети дуют одновременно. При обыгрывании упражнения можно предложить малышам несколько вариантов, когда гудение может означать сигнал парохода, паровоза или завывание ветра. Можно использовать пузырек в качестве музыкального инструмента, заставляя его гудеть по сигналу педагога во время исполнения специально подобранной музыки.

Комплекс дыхательных упражнений. Старшая группа.

Упражнение № 1. «Дышим по- разному».
Исходное положение - сидя на стуле прямо или стоя:
Вдох и выдох через нос (вдох быстрый, не очень глубокий, выдох продолжительный).
Вдох через нос, выдох через рот.
Вдох через рот, выдох через нос.
Вдох и выдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно).
Вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно).
Вдох через нос, замедленный выдох через нос с усилением в конце.
Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы.
Вдох через нос, выдох через нос толчками.
Упражнение №2. «Свеча».
Тренировка медленного выдоха при дутье на воображаемое или реальное пламя свечи. Внимание на живот. Медленно дуйте на “пламя”. Оно отклоняется, постарайтесь держать пламя во время выдоха в отклоненном положении.
Вместо свечи можно взять полоску бумаги шириной 2-3 см. и длиной 10 см. Положите левую ладонь между грудной клеткой и животом, в правую возьмите полоску бумаги, используя её как свечу, и дуйте на нее спокойно, медленно и равномерно. Бумажка отклонится, если выдох ровный, то она будет до конца выдоха находиться в отклоненном положении. Обратите внимание на движение диафрагмы - левая ладонь во время выдоха как бы “медленно погружается”. Повторите 2-3 раза.
Упражнение № 3. «Упрямая свеча».
Тренировка интенсивного сильного выдоха. Представьте себе свечу большого размера, вы понимаете, что её вам трудно будет погасить, а сделать это обязательно надо. Сделайте вдох, задержите на секунду дыхание и дуньте на свечу, пламя отклонилось, но не погасло. Еще сильнее дуньте, еще сильнее. Еще!
Чувствуете ладонью движения диафрагмы? Чувствуете, как подтянулся низ живота? Это упражнение дает возможность ощутить активные движения диафрагмы и мышц живота. Повторите 2-3 раза.
Упражнение № 4. «Погасит 3,4,5,6,…10 свечей».
На одном выдохе “погасите” 3 свечи, разделив ваш выдох на три порции. Теперь представьте, что у вас 5 свечей.
Не старайтесь вдохнуть как можно больше воздуха. Пусть объем останется тот же, просто каждая порция воздуха на выдохе станет меньше. С помощью статических и динамических дыхательных упражнений тренируются брюшные мышцы и мышцы диафрагмы. Эти упражнения можно использовать в комплексе утренней зарядки.
Упражнение № 5. «Танец живота».
Верхнюю часть туловища наклоните вперед под углом 45 градусов, а руки положите на поясницу большими пальцами вперед. Смотрите перед собой, спина прямая, плечи развернуты. Исполнение - одновременно с выдохом на п-ффф втягивается живот, затем рефлекторно происходит вдох, живот выдвигается вперед. Повторите 3-5 раз.
Тренировочные упражнения для развития межреберных дыхательных мышц. Напомним, что от того, как развиты межреберные дыхательные мышцы, зависит наполнение воздухом средней части легких.

Родителям рекомендуют обучать ребенка правильному дыханию еще с самого рождения. Таким образом, у малышей укрепляется иммунитет, увеличивается выносливость организма, и они реже болеют простудными или вирусными болезнями.

Дыхательная гимнастика для детей разрабатывается специалистами, хорошо знающими, насколько сильно можно напрягать еще развивающийся организм ребенка. Полезные упражнения можно выполнять утром или прогуливаясь на свежем воздухе. Нередко методики лечебной зарядки используют в детском саду. Сначала упражнения могут даваться с трудом, но со временем ребятишки будут с удовольствием выполнять зарядку вместе с другими детками и воспитателем.

Почему важно проводить с детьми дыхательную гимнастику?

С помощью правильного дыхания в организме ребенка происходит насыщение кислородом. Каждая клетка получает достаточное количество полезных микроэлементов, поэтому детки остаются здоровыми и энергичными. Кроме того, выполняя полезные упражнения, малыши с маленького возраста учатся управлять своим телом, эмоциями.

Слаженное дыхание стимулирует функции всех систем: нервной, сердечно-сосудистой, ЖКТ. За счет медленного выдоха ребенок учиться расслабляться. Даже если у него отмечается раздражительность, нервозность, то такие упражнения помогают справляться с негативными эмоциями, повышенным волнением.

Дыхательная гимнастика для детей станет неотъемлемой частью физических упражнений при регулярных простудных болезнях, бронхиальной астме, инфекционных поражениях легких и др. Ее применяют как дополнительное терапевтическое действие при лечении медикаментами.

Техника дыхательной гимнастики

Перед тем, как приступать к гимнастике, родители или воспитатели должны помнить важные условия:

  1. Не допускать симптомов гипервентиляции у ребенка

При резком дыхании у деток может участиться сердцебиение, покраснеет лицо, начнет покалывать в конечностях. Такие признаки говорят о гипервентиляции легких. Когда у малыша закружиться голова, взрослый человек должен помочь ему снять неприятные симптомы. Для этого ручки ребенка складывают ковшиком, после чего он должен глубоко подышать в ладошки 2-3 раза, плотно прижав их к личику. Затем гимнастику продолжают в обычном темпе.

  1. Вдохи нужно делать только носиком, а не ртом.
  2. Во время дыхания плечики не поднимают, а держат на одном уровне.
  3. Выдохи всегда должны быть медленными, плавными.
  4. При дыхании взрослые следят за тем, чтобы щечки ребенка не надувались. Если малыш все-таки не может научиться дышать как надо, то первое время он может держивать лицо ручками.

Придерживаясь техники упражнений, дети будут выполнять зарядку правильно и эффективно.

Гимнастика для детей дошкольного возраста

Для того чтобы ребенок не стеснялся делать упражнения в детском саду вместе с другими детками, воспитатели могут использовать игрушки. Они помогут малышам переключить внимание на маленьких «друзей» и раскрепоститься, расслабиться, принимать зарядку как игру.

Вот несколько упражнений для деток дошкольного возраста:

  • Бегемотик

Ребенок ложиться на спину, а на животик кладет любимую игрушку. Глубоко вдыхать и плавно выдыхать нужно через нос. Детям будет интересно наблюдать, как их любимец поднимается и опускается на животике, будто качается на качелях или восседает на бегемоте, который толстеет, а потом худеет.

  • Шарик

Это упражнение может сделать ребенок в 3 года или старше. Он садиться на стул или стоит. Затем ему нужно представить, что у него в ручках шарик. При вдохе он расширяется и, соответственно, ручки разводятся по сторонам. А при выдохе сжимается, поэтому ладошки соединяются вместе. Выдох сопровождается звуками «ффф», имитирующими спускающийся шар.

В этом упражнении можно добавить хлопанье ладошами, когда сильно надутый пузырь лопается. Потом ребенок опускает ручки и приседает так, как треснувший шарик испускает воздух.

  • Ворона

Данный тип гимнастики выполняется стоя. Ребенок расставляет ноги на ширине плеч. При вдохе ручки поднимаются как крылья летящей вороны. На выдохе он опускает их и медленно, растянуто говорит «карр».

  • Жук

Малыш выпрямляется, скрестив ручки на груди. Потом на вдохе он расставляет ручки по сторонам и поднимает голову. При выдохе снова становится в исходную позу и повторяет «Жууу-жууу»

  • Бросание мячика

Деткам в 3-4 года будет интересно делать упражнение с мячом. Итак, малыши стоят, подняв вверх ручки с мячиком. Они должны бросить его от уровня грудной клетки. При выдохе говорят «ухххх». Такое упражнение повторяют шесть раз. Обычно оно переходит в веселую игру с родителями или нянечкой.

Дыхательная гимнастика для ребенка в 3 года

После трехлетнего возраста малышам можно усложнять зарядку, добавляя задержку дыхания и больше движений. Так деткам в 3 года рекомендовано делать следующие упражнения:

  • Дерево

Малыш садиться на пол и скрещивает ножки, удерживая спинку прямой. Поднимая ручки вверх, он делает вдох, а опуская ладошки на пол — выдыхает. При этом, он должен согнуть спину, имитируя сгибающееся от сильного ветра дерево.

  • Ножницы

Ребенок в 3-4 года садиться так же, как в первом упражнении. Но ручки теперь вытягивает перед собой ладошками вниз. Вдыхая, он поднимает одну руку вверх, а другую опускает вниз. При выдохе положение ручек меняется.

  • Хомяк

У тех детей, которые любят домашних животных, это упражнение вызовет положительные эмоции. Ребенок должен надуть щеки, будто он набрал в рот много еды. Так пройтись 10 шагов и хлопнуть ладошками по щекам, выпуская воздух. Продолжая дышать носиком, он может пройти еще некоторое расстояние.

  • Поиски жемчужины

Это упражнение требует научиться задерживать дыхание. Малыш сумеет найти драгоценную жемчужину, только после ныряния на глубину условного океана. А для того чтобы не набрать в рот воды, он должен сделать вдох и не выдыхать столько, сколько сможет. Если малыши не умеют контролировать выдох, то на время могут закрыть носик пальцами.

Существует также дыхательная гимнастика для детей в стихах. Она помогает одновременно научить ребенка технично выполнять упражнения и выучить интересное стихотворение. Вот одно из них:

Зашипела грустно шина

И стоит теперь машина.

Ребенок должен надуть животик плавным вдохом носиком. Поочередно к выпяченному животу подтягивают коленки и выдыхают ртом. При этом необходимо сказать «шшшш», имитируя спускающееся колесо. Животик ребенка на конце выдоха должен втянуться.

Дыхательная гимнастика для детей в стихах понравится самым маленьким и малышам в 5-6 лет. Картотека стихотворений с упражнениями есть у воспитателей детских садов. Там всегда можно выбрать самые интересные и забавные произведения.

Гимнастика для детей с 5 лет

Малышам дошкольного возраста можно делать дыхательные упражнения, которые помогут им научиться владеть своим организмом. Ребенок с 5 лет способен прислушиваться к своему дыханию, расслаблять мышцы. Картотека детских садов содержит следующие упражнения, которые можно применять в тренировке малыша с 5-6 лет и старше.

  1. Слушаем дыхание

Это упражнение поможет ребенку определить глубину вдоха/выдоха, частоту, внутреннее состояние организма. Он может находиться в любом положении, но главное, чтобы мышцы тела были полностью расслаблены.

В процессе дыхания детки должны определять такие состояния:

  • Как проходит воздух по дыхательным путям, откуда он выходит?
  • Что движется при дыхании?
  • Насколько глубокий вдох и выдох?
  • Как часто происходит дыхание?
  • Насколько громкие звуки издаются?

После этого можно переходить к спокойным дыхательным упражнениям. Эта гимнастика поможет ребенку восстановить эмоциональный баланс после тревоги, волнения, стресса.

Итак, после сильной физической или нервной нагрузки дети должны принять любое расслабленное положение и закрыть глазки. Затем следует глубоко и медленно вдохнуть носом. Когда легкие расширяться до упора, делают паузу на время, которое позволяет организм. Потом плавно выдыхают носом. Упражнение повторяют до 10 раз. Дыхание должно быть бесшумным и очень легким.

А для укрепления организма, в частности верхних дыхательных путей, рекомендовано делать следующее упражнение:

  • Дышим ноздрей

Ребенок стоит ровно, расслаблено. Закрывает одну ноздрю пальцем и медленно вдыхает открытым носовым ходом. Затем выдох делают через ноздрю, которая только что была закрытой. Второй носовой канал в это время перекрывают пальцем. Выдох должен быть медленным, но до упора. Животик втягивается настолько, что в нем образуется впадина. Упражнение повторяют 6 раз.

  • Губки трубой

Выдох производят носом так, чтобы животик был полностью втянутым. Губки складывают трубой и резко вдыхают воздух, наполняя легкие до упора. После этого сглатывают, делают паузу на 2 секунды. Поднимают голову вверх и плавно выдыхают носом. Повторяют до 6 раз.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой

Этот способ закалки детского организма не простой, но подходит для малышей, которым можно объяснить, как правильно делать упражнения. Методика Стрельниковой производится таким образом, что дыхание выполняется вместе с гимнастикой. То есть, при каждом вдохе совершается одно из движений.

Гимнастика требует резкого и шумного вдоха, а не медленного и плавного. Дыхание производится носом, в то время как губы должны быть плотно сжаты. А вот выдох может быть спокойным, расслабляющим.

В процессе выполнения зарядки Стрельниковой воздух наполняет организм ребенка кислородом, улучшая кровообращение и усиливая приток крови к каждой клеточке тела. Таким образом, в организм поступает достаточное количество полезных элементов.

Точные упражнение содержит картотека гимнастики. Воспитатели или родители должны точно знать, как научить деток делать зарядку, чтобы у малышей не появлялись дискомфортные ощущения. Если дыхательные упражнения используются в качестве профилактики, то проводить их можно только раз в день. Ну а для терапии ЛОР-болезней необходимо повторять процедуру дважды.

Гимнастика тонизирует детей, бодрит, снимает усталость, апатию, заставляет стать активными и не сонливыми. Особенно это подойдет малышам, которым трудно просыпаться по утрам. Дыхательную зарядку Стрельниковой рекомендуют делать для профилактики ОРВИ, ЛОР-болезней и др. Ребенок становится гибким, пластичным, выравнивает походку и не сутулится.

«…Рождение ребенка является самым радостным моментом в жизни родителей. Но за маленькими детьми нужен постоянный и особенный уход. Чем раньше вы начнете заниматься с ребенком гимнастикой, тем более здоровым и развитым будет ваш малыш. Существуют целые комплексы упражнений, направленные на развитие ребенка. Однако, не стоит останавливаться только на развитии мышечной ткани ребенка. Особый акцент следует сделать на дыхательной системе малыша. Ведь маленькие дети очень часто болеют. И это связано со строением их дыхательных органов. В книге будет рассказано о том, какие дыхательные упражнения помогут вам укрепить здоровье малыша, излечить от ряда болезней. Также вы узнаете о различных приемах массажа, благодаря которому ваш малыш будет расти активным и здоровым ребенком…»

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дыхательная гимнастика для детей (Е. В. Пантелеева, 2012) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Глава 4. Упражнения для детей в возрасте 7–8 лет

Детям в возрасте 7–8 лет будет полезно выполнение следующих упражнений.

Сидя на стуле с выпрямленной спиной ребенок дышит равномерно и глубоко. При этом руки должны быть расслаблены и опущены по швам. Пятки и носки ног вместе.

В положении сидя ребенок зажимает большими пальцами рук уши, в то же время двумя средними пальцами прижимая крылья носа. Затем делает глубокий вдох, закрывает рот и выпускает воздух в полость рта так, чтобы надулись щеки. Затем опускает голову вниз, закрывает глаза и кладет на веки указательные пальцы. Взрослый считает до 10. Ребенок поднимает голову, убирает пальцы с глаз и носа и выдыхает воздух через нос. После этого убирает пальцы с ушей и опускает руки.

Детям, перенесшим заболевания или операции на ЛОР-органах, рекомендуется выполнять последовательно следующие упражнения:

Исходное положение стоя. Ребенок разводит руки в стороны до уровня плеч, чуть отведя их назад. Делает вдох. Опускает руки, скрещивая их перед грудью и делая выдох. Затем возвращается в исходное положение;

Предыдущее упражнение с нарастающей физической нагрузкой: подъем на носках, разведение ног в стороны, подтягивание на вдохе и возвращение в исходное положение на выдохе;

Бег, прыжки и другие упражнения в комплексе с дыхательной гимнастикой.

Дети в возрасте 7–8 лет могут самостоятельно выполнять упражнения любой сложности. Рекомендуется начинать гимнастику со статических упражнений.

Ребенок ложится на спину и делает вдох через нос, расширяя грудную клетку и втягивая живот. Выдох – грудная клетка сжимается, живот округляется.

Ребенок садится на стул, спина прямая, руки на поясе. На счет «раз» ребенок делает полный вдох через нос. Грудная клетка сжата, живот округлен. На счет «два» делает выдох через рот.


Ребенок встает прямо, кладет правую руку на грудь, левую – на живот. Вдыхает через нос, регулируя руками дыхание: грудная клетка должна расширяться, живот втягиваться. Потом делает выдох через рот.

Затем следует перейти к выполнению динамических упражнений.

Ребенок ложится на спину, руки лежат вдоль туловища, ноги прямые, носки вместе. На счет «раз» ребенок делает вдох через нос. На «два» он поднимает корпус, не сгибая коленей, и дотрагивается пальцами рук до пальцев ног – делает выдох. Возвращается в исходное положение.

Ребенок садится на стул, руки на поясе. На счет «раз» он поднимает и разводит руки в стороны, делает вдох. На счет «два» опускает руки и делает выдох.

Ребенок встает прямо, руки опущены вдоль туловища, ноги вместе. На счет «раз» делает вдох, на «два» наклоняется вниз и делает выдох. При этом старается достать руками до пола, не сгибая ног.

Ребенок встает прямо, руки по швам, ноги на ширине плеч. На счет «раз» ребенок поднимает руки вверх и делает вдох. На счет «два» опускает руки вниз, отводит их назад и вверх. Одновременно приседает. Делает выдох и возвращается в исходное положение.

Если у ребенка есть проблемы с дыханием, оно затруднено, то рекомендуется выполнять специальные дыхательные упражнения, в ходе которых осуществляется нажим на грудную клетку и т. д. Приведем некоторые из них.

Ребенок садится на стул, руки на поясе, ноги слегка расставлены, спина прямая. На счет «раз» он делает вдох через нос, на счет «два» поднимает правую ногу и прижимает ее руками к груди – выдох. Выполняет то же самое левой ногой.

Ребенок встает прямо, ноги на ширине плеч, руки по швам. На счет «раз» делает вдох и разводит руки в стороны. На счет «два» кладет руки на пояс, наклоняет верхнюю часть туловища, как бы сжимая грудную клетку, и делает выдох.

Ребенок встает прямо, ноги на ширине плеч, руки по швам. На счет «раз» делает вдох. На счет «два» наклоняет корпус влево, при этом сгибает правую руку в локте, поднимает ее локтем вверх. Делает выдох через рот. Левая рука свободно опущена. Возвращается в исходное положение.

Таким образом, упражнения для детей в возрасте 7–8 лет могут быть более сложными, но в то же время цель у них одна – развитие дыхательной системы с одновременным укреплением мышечной ткани и других органов. Главное, выполнять упражнения правильно и с хорошим настроением, и результат скоро даст о себе знать.

Елена Владимировна Нор
Картотека дыхательной гимнастики

14.1. «Качели»

Цель : укреплять физиологическое дыхание у детей .

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку :

Качели вверх (вдох,

Качели вниз (выдох,

Крепче ты, дружок, держись.

14.2. «Дерево на ветру»

Цель : формирование дыхательного аппарата .

ИП : сидя на полу, скрестив ноги (варианты : сидя на коленях или на пятках, ноги вместе) . Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.

14.3. «Дровосек»

Цель

Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.

14.5. «Сердитый ежик»

Цель : развитие плавного, длительного выдоха.

Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.

14.5. «Надуй шарик»

Цель

ИП : ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает , затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит : «шшш» , вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

14.6. «Листопад»

Цель

Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

14.7. «Гуси летят»

Цель : укреплять физиологическое дыхание у детей .

Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у» .

14.8. «Пушок»

Цель : формирование дыхательного аппарата .

Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы.

14.9. «Жук»

Цель : тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП : малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох : «жу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу» .

14.10. «Петушок»

Цель : укреплять физиологическое дыхание у детей .

ИП : стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох, а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох, произносить «ку-ка-ре-ку» .

14.11. «Ворона»

Цель : развитие плавного, длительного выдоха.

ИП : ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе : «каррр» , максимально растягивая звук [р].

14.12. «Паровозик»

Цель : формирование дыхательного аппарата .

Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая : «чух-чух-чух» . Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу» . Продолжительность – до 30 секунд.

14.13. «Вырасти большой»

Цель : развитие плавного, длительного выдоха.

ИП : стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х» ! Повторить 4-5 раз.

24.15. «Часики»

Цель : укреплять физиологическое дыхание у детей .

ИП : стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так» . Повторить до 10 раз.

14.16. «Каша кипит»

Цель : формирование дыхательного аппарата .

ИП : сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух ) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф» . Повторить 3-4 раза.

14.17. «Воздушный шарик»

Цель : укреплять физиологическое дыхание у детей .

ИП : Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд . Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд . Выполняется 5 раз подряд.

14.18. «Насос»

Цель : укреплять физиологическое дыхание у детей .

Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

14.19. «Регулировщик»

Цель : формирование дыхательного аппарата .

Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р» . Повторить 5–6 раз.

14.20. «Ножницы»

Цель : формирование дыхательного аппарата .

И. п. - то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить : двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.

14.21. «Снегопад»

Цель : развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки) . Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.

14.22. «Трубач»

Цель : развитие плавного, длительного выдоха.

ИП : сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф» . Повторить до 5 раз.

14.23. «Поединок»

Цель : укреплять физиологическое дыхание у детей .

Из кусочка ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками. Немного поупражнявшись, можно проводить состязания с одним ватным шариком по принципу игры в футбол.

14.24. «Пружинка»

Цель : формирование дыхательного аппарата .

ИП : лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох) . Вернуться в ИП (вдох) . Повторить 6-8 раз.

Цель : развитие плавного, длительного выдоха.

Сядьте с малышом за стол, положите перед собой два ватных шарика (разноцветные несложно найти в супермаркетах, а белые сделать самим из ваты). Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.

14.26. «Подуй на одуванчик»

Цель : тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП : малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

14.27. «Ветряная мельница»

Цель : развитие плавного, длительного выдоха.

Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

14.28. «Бегемотик»

Цель : тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП : лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос.

Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой :

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох,

То животик опускается (выдох) .

14.29. «Курочка»

Цель : развитие плавного, длительного вдоха.

ИП : ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит : «тах-тах-тах» , одновременно похлопывая себя по коленям.

14.30. «Парящие бабочки»

Цель : развитие плавного, длительного выдоха.

Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох) .

14.31. «Аист»

Цель : развитие плавного, длительного выдоха.

Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз.

14.32. «В лесу»

Цель дыхание .

Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

14.33. «Волна»

Цель : тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП : лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з". После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.

14.34. «Хомячок»

Цель : развитие плавного, длительного выдоха.

Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15, надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом.

14.35. «Лягушонок»

Цель : формировать правильное речевое дыхание .

Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки : слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, "квакните". Повторите три-четыре раза.

14.36. «Ныряльщики за жемчугом»

Цель : укреплять физиологическое дыхание у детей .

Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание . Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.

По статистике, к самым распространенным детским заболеваниям относятся патологии верхних дыхательных путей и ЛОР-органов. Зачастую это связано с еще не окрепшим детским иммунитетом и невозможностью организма эффективно противостоять патогенной микрофлоре и негативным факторам окружающей среды. Для того чтобы повысить противовирусную сопротивляемость у ребенка и увеличить силу иммунного ответа, специалистами лечебно-профилактической медицины и была разработана для детей дыхательная гимнастика.

Детский иммунитет – это достаточно хрупкий «механизм», который очень чутко реагирует на любые изменения в окружающей среде. И с этим мало кто будет спорить. Но мало кто из родителей догадывается, что ослабленный иммунитет и частые простудные заболевания ребенка связаны с плохо развитой дыхательной системой малыша.

Дело в том, что достаточно большой процент малолетних детей имеют так называемое поверхностное дыхание. При этом ребенок делает неглубокий вдох и неполноценный выдох, что способствует худшей вентиляции легких, плохому насыщению крови кислородом и, как следствие, кислородному голоданию всего организма.

Детей, которые страдают недостатком кислорода, легко можно отличить от своих здоровых сверстников. Как правило, эти ребята более медлительны, склонны к быстрой утомляемости, имеют бледный цвет кожи, обладают плохо развитой мускулатурой и грудной клеткой. Дыхание таких детей зачастую неглубокое, учащенное и сбивчивое, вдох и выдох делается преимущественно через рот.

Неправильное дыхание и недостаток кислорода губительно сказывается на молодом растущем организме. От этого страдают все внутренние органы, преимущественно сердце, печень и мозг. Вследствие этого малыш может начать заметно отставать в развитии от своих сверстников, часто подвергаться острым респираторным заболеваниям. Упражнения дыхательной гимнастики для детей позволяют насытить кровь кислородом и рекомендованы в следующих случаях:

  • При острых и хронических заболеваниях верхних дыхательных путей: бронхит, ларингит, трахеит, астма и т. д.
  • Частая заболеваемость ОРЗ. Гимнастика для детей повышает общую сопротивляемость организма к патогенной микрофлоре.
  • Патологии опорно-двигательного аппарата. Комплекс упражнений для дыхания улучшает микроциркуляцию крови в мышечных тканях.
  • Заболевания, связанные с нарушением функционирования желудочно-кишечного тракта. Комплекс дыхательных упражнений для детей позволяет улучшить моторику ЖКТ.
  • Сердечно-сосудистые заболевания. При некоторых патологиях сердца врачами назначается курс лечебно-профилактической физкультуры в совокупности с комплексом дыхательной гимнастики.

Основная задача данной гимнастики заключается в насыщение крови кислородом, развитии дыхательной мускулатуры и выработке у детей навыка правильного, глубокого дыхания. Все это способствует улучшению состояния здоровья малышей и положительно сказывается на дальнейшем развитии ребенка.

Для каждой возрастной группы существуют особый подход к мотивации ребенка на выполнение требуемых комплексов и свой уровень сложности упражнений.

Комплекс тренировок для детей от 2 до 5 лет

Для детей, особенно малого возраста, родители являются единственными и неоспоримыми авторитетами в жизни. Малыши во всем стараются брать со взрослых пример и всячески им подражают. Поэтому крайне важно родителям выполнять упражнения вместе с детьми. Более того, процесс должен проходить в игровой и веселой форме. Родители всем своим видом должны демонстрировать, как это приятно и весело. Заинтересованность малыша является главным фактором для эффективного проведения оздоровительного комплекса тренировок.

В противном случае процесс выполнения упражнений может превратиться в пытку для ребенка и отбить всякое желание заниматься спортом. В дальнейшем это может привести к тому, что такие понятия, как «здоровый образ жизни» и «спорт», долгие годы будут ассоциироваться с неприятными воспоминаниями. Чтобы не вызвать отвращения к тренировкам, комплекс упражнений может быть следующим:

  1. «Шарик» позволяет проработать нижние отделы легких и научить ребенка к глубокому дыханию. Исходное положение (ИП) лежа, руки на животе. Медленно через нос делаем вдох и надуваем живот «шариком». При этом необходимо следить, чтобы не были задействованы плечи и грудная клетка. Далее следует выдох, при котором живот максимально втягивается внутрь.
  2. «Вырасту большим». ИП – стоя, ноги вместе. На вдохе руки поднимаются над головой, и человек становится на носочки, максимально тянясь вверх. На выдохе возвращаемся в ИП и приговариваем «ух».
  3. «Часы». ИП стоя, ноги врозь. Малыш имитирует работу маятника часов, поочередно размахивая руками в разные стороны и проговаривая « тик-так, тик-так».

Каждое упражнение необходимо выполнять по 4–5 раз. Крайне важно, чтобы родители все время следили за состоянием ребенка. Ни в коем случае нельзя допустить появления симптомов гипервентиляции легких. Основными признаками переизбытка кислорода являются следующие симптомы:

  • Головокружение.
  • Покалывание в кончиках пальцев рук и ног.
  • Дрожание конечностей.
  • Изменение цвета кожного покрова.

При наступлении этих симптомов занятие следует немедленно прекратить. Для избавления от головокружения попросите малыша сделать ладошки «лодочкой», поднести их ко рту и немного в них подышать.

Общее время ежедневных тренировок должно составлять около 15 минут. Для удобства это время лучше разбить на несколько этапов, например, по 5 минут 3 раза в день.

Тренировка для дошкольников

Детки старшего дошкольного возраста должны выполнять более тяжелую программу:

  • Упражнение №1. «Водолаз». Ребенку необходимо представить, что он находиться под водой и задерживает дыхание, насколько может. Выполняется 2–3 раза с перерывом в 30 секунд.
  • Упражнение №2. «Розочка и одуванчик». Исходное положение стоя. Делаем глубокий вдох через нос, имитируем ситуацию, будто нюхаем цветок. Затем с максимальной силой делаем выдох через рот, представляя, что дуем на одуванчик. Делаем 3 подхода по 5 раз с перерывом в 20–30 секунд.
  • Упражнение №3. «Птица». ИП стоя, руки согнуты в локтях (имитируем крылья птицы). Выполняем маховые движение руками вверх и делаем вдох. На выдохе возвращаемся в исходное положение. Делаем 3 подхода по 5 взмахов с перерывом в полминуты. При большем и частом выполнении этого упражнения у ребенка может закружиться голова.

Упражнения для подростков

В подростковом возрасте совместно с родителями выполнять гимнастику не требуется. Более того, в период гормональных изменений подростка такая инициатива может столкнуться с бунтарским характером этого периода. Поэтому не рекомендуется навязывать ребенку выполнение каких-либо упражнений. Но дыхательная гимнастика очень важна. Поэтому следует ненавязчиво намекнуть на необходимость выполнения физических упражнений, которые ему хорошо знакомы, так как делают их в школе, но лишь с небольшими изменениями:

  1. Первое упражнение – это классическое отжимание. С одной лишь разницей, что при опускании вниз делается выдох, а не вдох. Вдох же необходимо делать при подъеме вверх. Упражнение следует выполнять в любом удобном виде: отжимании от пола (классический вариант), отжимания с узкой или широкой расстановкой рук, или более легкий вариант – отжимания, стоя на коленях.
  2. Приседания. Данное упражнение также необходимо выполнять в максимально комфортном для себя варианте. При опускании вниз делаем вдох, при подъеме вверх – выдох.
  3. Набрать максимальное количество воздуха в легкие. На выдохе необходимо начать считать вслух: один, два, три и т. д. При выполнении этого задания нужно добиться того, чтобы за один выдох успеть досчитать до 50.

Любые комплексы дыхательной гимнастики старайтесь проводить на свежем воздухе. Если не позволяет погода, делайте тренировки дома, но хорошо проветрите перед этим помещение. Не следует переутомлять детей, особенно маленьких – тренировкам достаточно посвящать 10–15 минут в день.

Противопоказания

Как и многие физические тренировки, дыхательная гимнастика также имеет ряд своих ограничений. Прежде всего, она противопоказана детям, которые имеют высокое артериальное, внутриглазное или внутричерепное давление, сотрясение мозга. Также гимнастику нельзя проводить при сердечно-сосудистых патологиях и в период обострения острых и хронических заболеваний ЛОР-органов и верхних дыхательных путей.

Упражнения для детей родители должны подбирать, опираясь на возраст и физическое состояние. Чрезмерные нагрузки не приветствуются. При возникновении любых неприятных ощущений или чувства дискомфорта, болезненно воспринимаемых ребенком, занятие следует прекратить.

Во избежание негативных последствий для здоровья малыша перед началом занятий гимнастикой следует проконсультироваться с лечащим врачом. Только специалист может подобрать наиболее эффективные и безопасные комплексы упражнений.