Высокий какая степень сравнения. Степени сравнения имён прилагательных в русском языке

(хороший, желтый, интересный).

Прилагательные в английском языке не изменяются ни по родам, ни по числам, ни по падежам. Прилагательные в английском языке могут изменяться только по степеням сравнения.

Прилагательные бывают простые и производные. Простые имена прилагательные не имеют в своем составе ни префиксов, ни суффиксов. Производные прилагательные имеют в своем составе суффиксы или префиксы, или одновременно и те и другие.

Прилагательные образуют, как и в русском языке, две степени сравнения: сравнительную и превосходную. Основная форма прилагательного не выражает сравнения и называется положительной степенью.

Прилагательное

Прилагательное - часть речи, которая употребляется для обозначения признака предмета.

  • a clever boy (умный мальчик)
  • an English book (английская книга)
  • good butter (хорошее масло)
  • a cold winter (холодная зима)
Прилагательное в английском языке имеет три формы степеней сравнения:
  • положительную (positive degree)
  • сравнительную (comparative degree)
  • превосходную(superlative degree).

Степени прилагательных

Образование степеней сравнения прилагательных (Degrees of comparison of adjectives)

Основная форма прилагательного - положительная степень. Формы сравнительной и превосходной степеней образуются обычно от формы положительной степени одним из двух способов:

Первый способ образования степеней сравнения прилагательных . Если форма прилагательного в положительной степени состоит из одного слога, форма его сравнительной степени образуется при помощи суффикса -ег , а форма превосходной степени - при помощи суффикса -est , которые прибавляются к основе формы положительной степени.

Второй способ образования степеней сравнения прилагательных. От прилагательных, форма которых в положительной степени состоит из трех или более слогов, сравнительная степень образуется при помощи слова more , а превосходная степень - при помощи слова most , которые ставятся перед формой положительной степени прилагательного.

От двусложных прилагательных формы сравнительной и превосходной степеней также образуются при помощи слов more и most .

Иногда встречаются формы двусложных прилагательных , образованные при помощи суффиксов -ег и -est. Чаще всего это прилагательные, форма положительной степени которых оканчивается на -у, -er, -ow.

От некоторых прилагательных формы степеней сравнения образуются особо, и эти прилагательные нужно сразу запоминать во всех формах.

Прилагательное old образует формы степеней сравнения двумя способами. В большинстве случаев к основе формы положительной степени прибавляется суффикс-ег или -est .

Однако в тех случаях, когда говорят о членах одной семьи - «старший брат», «самый старший из братьев», употребляют форму elder (старший) или eldest (самый старший).

Для правильного написания форм степеней сравнения прилагательных нужно знать , что при прибавлении суффиксов -ег и -est конечные буквы прилагательного в форме положительной степени изменяются следующим образом:

  • y меняется на i после согласной и не меняется после гласной: dry dry (сухой) - drier - driest Но: gay (веселый) - gayer - gayest
  • е опускается: nice (хороший) - nicer - nicest
  • согласная удваивается в односложных прилагательных после краткого гласного: big (большой) - bigger - biggest

Употребление имени прилагательного

Имя прилагательное в предложении обычно употребляется как определение к существительному и стоит перед определяемым словом. Прилагательное также может быть именным членом составного именного сказуемого (предикативом) и стоять в этом случае после глагола-связки to be .
Не is a clever boy. Он умный мальчик. (Clever - определение.) .Не is clever Он умный. (Clever - именной член составного именного сказуемого.)

Не все прилагательные употребляются в этих двух функциях. Прилагательные alive (живой), afraid (испуганный), asleep (спящий), awake (проснувшийся), ill (больной) и некоторые другие употребляются только в качестве именного члена составного именного сказуемого.

Для обозначения более низкой или самой низкой степени качества одного предмета по сравнению с другим перед прилагательным обычно стоит слово less (меньше, менее) или least (меньше всего).

Дополнительный материал.
Степени сравнения прилагательных и наречий.

В английском языке, так же, как и в русском, прилагательные и наречия имеют три степени сравнения:

  1. положительную
  2. сравнительную
  3. превосходную.
В английском языке существуют два способа построения степеней сравнения.
1. Для коротких (состоящих из одного слога) слов:
Примечания:

с превосходной степенью прилагательного часто используется определенный артикль; При построении степеней сравнения прилагательных в написании:

  1. конечная согласная с предшествующей краткой гласной удваивается: big (bigger ((the) biggest
  2. если перед конечной -у стоит согласная буква, то -у переходит в-i:
    easy (easier ((the) easiest; early (earlier ((the) earliest
  3. при прибавлении -er u -est конечная -е опускается: (см. выше large). На произношение особенности написания не влияют.
2. Для длинных (состоящих из двух или более слогов) слов:

Не имеет смысла еще больше удлинять слово, поэтому в английском языке добавляется другое короткое слово впереди:

  • beautiful красивый
  • more beautiful более красивый
  • easily легко
  • more easily легче
  • most easily легче всего

Для передачи значений менее и меньше всего (наименее) используются соответственно слова less и least :

  • less beautiful менее красивый
  • least beautiful наименее красивый
Примечание:

Иногда односложные слова образуют степени сравнения с помощью more / less или most / least , и наоборот, слова, состоящие более, чем из одного слога, имеют -ег / -est в конце; это зависит только от звучания -если какая-то форма воспринимается на слух лучше другой, ее и ставят в предложение: crisp - more crisp - (the) most crisp звучит лучше, чем crisp - crisper (the) crispest .

Формы степеней сравнения некоторых прилагательных и наречий в английском языке образуются не по правилу:

Примечание: Слово little может быть как прилагательным, так и наречием; в данном случае оно используется только как наречие мало; если нужно построить степени сравнения от прилагательного маленький, пользуемся словом small (см. выше).

Примечание: формы elder / eldest используются чаще, когда говорящий ведет речь о членах своей семьи:

  • My father is elder than my mother. Мой отец старше матери.
  • This is my eldest son. Это мой старший сын.
В большинстве других случаев степени сравнения прилагательных образуются по способу 1:

old older oldest

.

Слово most с неопределенным артиклем (a most) не является степенью сравнения, а имеет значение очень: a most beautiful girl очень красивая девушка.

Слово most может стоять перед сущ или местоимением во множественном числе (часто с предлогом of ) и имеет значение многие / большинство:

Most people like this. Многим это нравится. Most of them will not be able to come. Большинство из них не смогут прийти.

Определенный артикль сохраняется перед формой превосходной степени даже, если нет существительного: Не is the best. Он самый лучший.

Для обозначения сравнительной степени прилагательного используется слово than (чем; при этом, чтобы избежать повторения одного и того же существительного, часто ставится слово one в качестве заменителя этого существительного или притяжательное местоимение в абсолютной форме:

  • My car is bigger than their one / theirs. Мой автомобиль больше, чем их.
  • These cigars are stronger than those ones. Эти сигары крепче, чем те.

Во второй части сравнительных конструкций можно использовать местоимения как в объектном падеже (разговорный вариант), так и винительном падеже (литературный вариант, обычно со вспомогательным глаголом):

  • She reads more than him / he does. Она читает больше, чем он.
  • You are taller than me / I am. Ты выше ростом, чем я.
  • Не came earlier than them / they did. Он пришел раньше, чем они но
  • I know him better than her. Я знаю его лучше, чем ее.
  • I know him better than she does. Я знаю его лучше, чем она.

При сравнении одинакового качества используется сочетание as ... as (такой (же) ... как (и) / так (же) ... как (и): She is as beautiful as my mother. (Она такая же красивая, как моя мама.

При сравнении качества в отрицательной форме чаще используется сочетание not so ... as (не такой... как: I am not so beautiful as her / she is. (Я не такая красивая, как она.

При сравнении с многократным эффектом используется сочетание as ... as с числительными; второе as может опускаться, если другой объект сравнения не упоминается в ситуации:

  • My sister is twice as beautiful (as yours) .(Моя сестра в два раза красивее (твоей).
  • His car is about three times as big (as my car) .(Его машина раза в три больше (моей).

Слово half в подобных случаях имеет значение вдвое меньше:

This liquid is half as strong (as that one). (Эта жидкость вдвое слабее (той). I have half as much money (as you have). (У меня в два раза меньше денег (чем у тебя}.

Иногда сравнение можно усилить с помощью дополнительных слов, чаще других для этого используется much (намного): much more / less beautiful намного более / менее красивый;

Русский вариант чем..., тем... переводится на английский язык the + сравнительная степень прилагательного... the + сравнительная степень прилагательного:

  • The faster you come the more you will get. Чем быстрее ты приедешь, тем больше получишь.
  • The sooner you do it the better . Чем скорей ты сделаешь это, тем лучше.

Качественные имена прилагательные имеют степени сравнения: положительную (исходная форма), сравнительную (ком пара- тив ) и превосходную (суперлатив). Грамматическая категория степеней сравнения выступает в качестве грамматикализованного ядра функционально-семантической категории градуальности , значение которой реализуется разноуровневыми языковыми средствами. Значение степеней сравнения заключается в том, что сравнительная степень передает интенсивность признака в сопоставлении с тем же признаком у другого предмета .

Научная дискуссия

Начиная с Аристотеля и до настоящего времени слова, передающие градуальное значение (меры, степени, величины признака, процесса, явления, предмета), были объектом изучения многих исследователей 3 . М. В. Ломоносов в своей "Российской грамматике" рассматривал степени сравнения категории субъективной оценки . Русские грамматисты XIX в. данные аспекты сблизили. Было установлено две категории степеней качества – неотносительные (староватый, старенький, старёхонек) и относительные (старейший из..., один другого старее) .

Не называя представленные явления термином градуальность, который используют современные ученые, лингвисты описали ряд языковых явлений, соответствующих самой сути градуальности . Все теории и описания различных степеней качества с исторической точки зрения являли собой важную перспективу в изучении градуальности. Начиная с XV в. в русском языке встречаются всевозможные формы с градуированным значением.

Признаковостъ, процессуалыюсть, предметность определенным образом (в большей или меньшей степени) соотносятся с понятиями степень, мера . Большинство слов современного русского языка выражает изменяемый и измеряемый (качественный ) признак: степени сравнения (имена прилагательные); образования с суффиксами увеличительными и уменьшительными (имена существительные); способы глагольного действия со значением меры; градуальные оппозиции в лексической системе языка; градационные синтаксические конструкции; использование градации как стилистического метода. В качестве градуированных и градуируемых единиц рассматриваются такие слова, которые в силу своих семантико-грамматических особенностей способны выражать ту или иную степень (меру) проявления признака: "В обиходном языке “сравнивать” – значит выразить свое отношение, “оценить”, “измерить”, руководствуясь нашими чувствами и нашими страстями" .

Градуальность – функционально-семантическая категория со значением меры, степени проявления признака, процесса, явления, состояния, выражаемого разноуровневыми языковыми средствами. Сравнительная степень (компаратив ) обозначает такой изменяемый признак, который может проявляться в предмете в большей или меньшей степени, чем в другом предмете. Ср.: Этот вопрос сложнее предыдущего. Этот вопрос более сложный, чем предыдущий. Превосходная степень (суперлатив ) обозначает такой изменяемый признак, который проявляется в предмете в самой большой или самой меньшей степени, чем в другом предмете: Это сложнейший вопрос изучаемой темы. – Это самый сложный вопрос изучаемой темы.

Формы сравнительной и превосходной степеней могут быть простыми (синтетическими) и сложными (аналитическими).

Простая форма сравнительной степени имеет показатели – суффиксы -ее(-ей), -е: высок-ий выш е (чередование с//ш в корне слова + усечение основы – суффикса -ок-), силън-ый сильн ее (сильн -ей ) и т.п. От имен прилагательных хороший, плохой, малый образуются супплетивные формы сравнительной степени: хороший – лучше, плохой – хуже и т.д. Простая превосходная степень образуется путем присоединения суффиксов -ейш-, - айш -: высоч айш ий, сильн ейш ий и др. Например: Лев Толстой – гениальн ейш ий из писателей XX столетия.

Сложная форма сравнительной степени образуется путем дополнительных слов более/менее + положительная степень: более (менее) высокий (добрый).

Сложная форма превосходной степени образуется несколькими способами:

  • а) с помощью дополнительного (вспомогательного) слова (частицы) самый: самый сложный, самый высокий и т.п.;
  • б) с помощью дополнительных (вспомогательных) слов наиболее, наименее: наименее сложный и т.д.;
  • в) сочетанием "простая форма сравнительное степени + местоимение в родительном падеже всего (или всех)": сложнее всего (всех) и др.;
  • г) сочетанием "усилительная частица всё + простая форма сравнительной степени": Боль в сердце становилась всё горяче е (М. Шолохов).

В предложении простая форма обычно выполняет функцию сказуемого, а составная может быть как сказуемым, так и определением. Ср.: Она была прекраснее, чем он воображал ее (Л. Толстой).

Сложная форма сравнительной и превосходной степеней образуется почти от всех качественных имен прилагательных. Простая форма имеет ограничения.

Не образуются формы простой сравнительной степени от имен прилагательных:

  • – с абсолютным качественным значением: лысый, слепой, хромой, немой, босой, глухой и т.п.;
  • – с основой на [ш "], [ж ]: нищий, дюжий и др.;
  • – с суффиксом -ск-: друже ск ий, враже ск ий и т.д.;
  • – от некоторых отглагольных прилагательных с суффиксом -к-: пад к ий, ход к ий, шат к ий и пр.;
  • – с суффиксом -ов-/-ев-: бед ов ый, бо ев ой и т.п.;
  • – с суффиксом -л-: уны л ый, уста л ый и т.д.;
  • – от отдельных имен прилагательных, стоящих особняком по причинам исторического характера, например гордый, молодой и др.

Не образуются формы простой превосходной степени от имен прилагательных:

  • – с суффиксом -ск-: друже ск ий, трагиче ск ий, враже ск ий и т.д.;
  • – с суффиксом -к-: гад к ий, гром к ий, звон к ий и т.п.;
  • – с суффиксом -ов-/-ев-: ряд ов ой, стро ев ой, бо ев ой и др.;
  • – от имен прилагательных гордый, молодой и пр.

Превосходная степень имеет две разновидности значения:

  • 1) проявление признака в высшей степени по сравнению с другими предметами (суперлатив ): старейший из работников и т.п.;
  • 2) выражение предельной степени проявления признака безотносительно к другим предметам (безотносительно большой меры признака – элатив ): Попал в глупейшее положение , Это редчайший случай и т.д.

В грамматическом отношении сложные формы сравнительной и превосходной степеней ничем не отличаются от положительной (исходной) степени. Простые формы сравнительной степени являются неизменяемыми, ср.: Дом (дома) (сосн-а (-ы), здани-е (-я)) выше, чем...

Синтаксические (синтагматические) условия применения морфологических разнотипных образований в русском языке характеризуются следующими особенностями.

1. Выражая относительную степень наличия признака, имя прилагательное в сравнительной или превосходной степени употребляется в качестве градуального синтаксического члена – предиката или определения. Ср.:

Так, рассуждая, Селифан забредал наконец в самые отдаленные отвлеченности. Может быть, к сему побудила его другая, более существенная причина, дело более сурьезное, близшее к сердцу... Но обо всем этом читатель узнает постепенно и в свое время, если только будет иметь терпение прочесть предлагаемую повесть, очень длинную, имеющую после раздвинуться шире и просторнее по мере приближения к концу, венчающему дело (Н. Гоголь).

Это сложные, аналитические образования. В роли показателя степени выступают слово более (сравнительная степень) и слова самый или наиболее (в превосходной степени). Показатель превосходной степени самый стилистически нейтрален, а слово наиболее носит книжный характер. Ср.:

Наиболее типичные случаи; самый простой вопрос. – Брезгуя благоразумным уютом рокировки, он стремился создать самые неожиданные, самые причудливые соотношения фигур (В. Набоков).

2. Имена прилагательные в сравнительной степени, выступающие как определения, могут выражать результат субъективной оценки.

Оттенок значения субъективной оценки можно передать лексическими средствами, например: пожилой человек (в отличие от старого). В сочетании со словом более имя прилагательное употребляется как в полной, так и в краткой форме: этот вопрос более важен : важный (составная форма); этот вопрос важнее : важней (простая форма). Краткая форма более важен передает состояние, мыслимое во времени: В настоящий момент этот вопрос более важен.

Типичной для русского языка является простая (синтетическая) форма сравнительной степени на -ее, -ей, -е. Она омонимична форме сравнительной степени наречия. Ср.: он ведет себя скромно (нареч.); его требования скромнее (прил.).

Превосходная степень имени прилагательного, выступающая в функции именного сказуемого, имеет три формы, аналогичные формам сравнительной степени: этот вопрос самый (важный ): наиболее (важен) : важнее всех (всего). Если превосходная степень выражает качество неодушевленного или одушевленного предмета, то предпочтение отдается формам "самый + полная форма прилагательного":

Этот чемодан самый тяжелый; Его работа самая лучшая. – Вронский – это один из сыновей графа Кирилла Ивановича Вронского и один из самых лучших образцов золоченой молодежи (Л. Толстой).

  • 3. Сравнительная степень в функции предиката-сказуемого употребляется в особых компаративных конструкциях, в которых так либо иначе выражен объект сравнения. Она образуется двумя способами:
  • 1) соединением простой формы сравнительной степени с родительным сравнения: Вильсон важнее прочей птицы (В. Маяковский);
  • 2) соединением составной формы сравнительной степени, состоящей из слова более и краткой формы положительной степени, и союза чем: Вильсон более важен, чем прочая птица.

Наиболее распространенным следует считать первый способ, ведь употребление "форм сравнительной степени не ограничивается простыми морфологическими правилами. Типы образования и функционирования степеней сравнения в русском языке должны изучаться и усваиваться в тесной связи с синтаксическими и семантическими условиями их употребления" .

Все качественно-оценочные и большинство качественных имен прилагательных образуют степени сравнения, выражающие разные степени качества. Но в ряде случаев они не имеют степеней сравнения в силу своей семантики: прилагательные типа немой, босой и т.п. обозначают абсолютное качество и логически не допускают сравнительной или превосходной степени. Важно отметить, что сравнительная и превосходная степени обозначают разные значения в отличие от значения положительной степени:

"Оне на двух заседаниях сразу..."

(В. Маяковский)

Формы сравнительной степени с приставкой по- (поумнее, повеселее, подешевле и т.п.), выступающие в качестве сказуемого, приобретают оттенок "смягченной" сравнительной степени: Он помоложе меня; Он будет поумнее нас всех. -

А мужик-от он догадлив был,

Он пускался на медведиху,

Он сажал в нее рогатину

Что повыше пупа, пониже печени

  • (в значении "несколько выше/ниже").
  • (А. Пушкин)

Формы прилагательных на -ее, -е, -ше с приставкой по- указывают па преобладание какого-нибудь качества в одном из сравниваемых предметов: (книга) поинтереснее; (мальчик) поумнее и т.п.

В сочетании с родительным падежом определительных местоимений всего или всех (которые, но сути, стали формантами, показателями превосходной степени) сравнительная степень приобретает значение превосходной. Такие устойчивые сочетания несут в себе значение высшей степени качества путем сравнительного противопоставления чего-либо другим предметам в совокупности и не из одной и той же категории. Это сложная форма элатива, которая не сочетается с формами на -ейш-, -айш-. Например:

Больше всего его поразило то, что с понедельника он будет Лужиным (В. Набоков); И кричали гуси, / В небе пропадая, / Что всего дороже / Сторона родная... (М. Исаковский).

Все три степени представляют собой градационный ряд: грубый: грубее : грубейший ; грубый: более грубый: самый грубый и т.п.

В русском языке сравнительная степень часто употребляется в значении превосходной. Отличает такое употребление родительный падеж второго элемента при сравнительной степени. Он может быть использован и при превосходной степени: лучше всего, богаче всех. В некоторых случаях можно заметить "ограниченное" значение превосходной степени – лучше (...) всех других, кроме одного (двух...).

Опираясь на систему степеней сравнения Отто Есперсена, исключающую из рассмотрения превосходную степень как разновидность сравнительной , выделим ступени градуирования:

  • 1. Превосходство (>) более опасный (лучше), чем...
  • 2. Равенство (=) столь же опасный (хороший), как и...
  • 3. Более низкая степень (менее опасный (хороший), чем... и т.д.

Очевидно, что первая и третья ступени тесно связаны, так как

в обоих случаях выражается неравенство. Выделяются два способа выражения с противоположным значением, которые дают возможность изменять отношения первой и третьей ступеней на обратные: хуже, чем = менее хороший, чем. Исходя из этого, можно установить следующее равенство: старше, чем = менее молодой, чем. Ср.:

Сам Левин не помнил своей матери, и единственная его сестра была старше его , так что в доме Щербацких он в первый раз увидал ту самую среду старого дворянского, образованного и честного семейства, которой он был лишен смертью отца и матери (Л. Толстой).

Сравнение Сестра Левина старше его не означает, что Сестра стара, и сравнительная степень поэтому может означать меньшую степень, чем положительная в выражении Сестра стара. Аналогично предложение Сестра старше, чем Левин ничего не говорит о старости Левина; по старость Левина будет подразумеваться, если присоединить наречие еще : Сестра еще старше, чем Левин. Мы видим, что подобное употребление слова еще не является самоочевидным.

При отрицании ступени превосходства (1) Сестра не так стара, как Левин получаем значение либо равенства (2), либо более низкой степени (3). При отрицании ступени равенства (2) получаем значение более низкой степени (3): менее старый, чем; моложе, чем. Ср.: А так же стар, как В. Возражением на данное высказывание будет следующее: О, нет, не так стар, как В, а значительно старше.

Существуют конструкции пропорционального соответствия, в которых детерминирующий элемент представляет промежуток времени, но не имеет явного выражения. В подобных предложениях выявляются следующие значения и особенности их выражения:

а) повторение формы сравнительной степени:

Становилось все темнее и темнее (= чем дольше это продолжалось, тем темнее становилось). Он становился все более и более нетерпеливым; Боль в сердце становилась все горячее (М. Шолохов);

б) формант всё в совокупности со сравнительной степенью образует превосходную степень: Он говорил всё неразборчивее.

В. В. Виноградов указывал, что имена прилагательные на -айший/- ейший могут иметь в современном русском языке три значения:

1) безотносительно большой меры (предельной степени) признака (значение элативное):

Он умнейший человек; Погода чудеснейшая. – Он в сердцах стал выдирать листья и цветы и зачихал от мельчайшей пыли (В. Набоков).

Некоторые формы превосходной степени отрываются от парадигмы и выступают в значении элатива, т.е. в значении абсолютно большей степени качества: величайший ученый (не значит самый великий) ,

  • 2) превосходной степени: вернейший из друзей, величайший поэт ,
  • 3) сравнительной степени (значение, почти утраченное в современном русском языке, но оставившее следы во фразеологии): при ближайшем рассмотрении.

Наиболее распространенным является употребление форм на -айший/-ейший в элативном значении. Такие формы в свободных сочетаниях имеют оценочный характер. Ср.:

Я попал в глупейшее положение; Это редчайший случай и т.п. – Это умнейший, порядочнейший и талантливейший человек (Н. Гоголь); По ничего такого не случилось, он слушал спокойно, и когда отец, старавшийся подбирать любопытнейшие, привлекательнейшие (= "оценочный характер") подробности, сказал, между прочим, что его, как взрослого, будут звать по фамилии, сын покраснел, заморгал, откинулся навзничь на подушку, открывая рот и мотая головой... (В. Набоков).

Градуально-оценочное значение превосходной степени формы на -айший/-ейший реализуется сочетанием с предлогом из: гениальнейший из (музыкантов ), старейший из (работников ) и т.п. Например:

А как в повозочке моей... с одеждой и бельем находилась и постеля, то я в своем несчастий почитал себя счастливейшим из смертных (А. Пушкин).

Элативное значение очень близко к категории субъективной оценки. Элативные формы выражают градуальное значение и служат для выражения предельной степени качества без указания отношения к другим предметам: В воздухе носились мельчайшие пылинки ; Нашел редчайший экземпляр.

Следовательно, формальным средством выражения значений меры и степени (градуальности) в области качественных имен прилагательных (и качественных наречий) является морфологический уровень, касающийся свойств морфем и случаев аналитического образования. В качестве грамматикализованного ядра градуалъпости выступает соответствующая ей категория степеней сравнения – компаратив, суперлатив и элатив.

  • См.: Колесникова С. М. Семантика градуальности и способы ее выражения в современном русском языке. М., 1998; Ее же. Функционально-семантическая категория градуальности в современном русском языке. М., 2010. С. 78-86.
  • См. доп.: Фалев И. А. К вопросу о степенях сравнения в современном русском языке // Язык и мышление. Вып. 9. М.; Л. 1940; Никулин А. С. Степени сравнения в современном русском языке. М.; Л., 1937; Князев Ю. П. О семантике степеней сравнения прилагательных // Ученые записки Тартуского гос. ун-та. Т. 524: Проблемы внутриструктурного функционального описания языка. Тарту, 1980; Колесникова С. М. Степени сравнения прилагательных и выражаемая ими интенсивность признака // Русский язык в школе. 1998. № 5.
  • Ср.: Галич Г. Г. Градуальные характеристики квалитативных прилагательных, глаголов и существительных современного немецкого языка: автореф. дис.... канд. филол. наук. Л., 1981; Харитончик З. А. Туранский И. И. Семантическая категория интенсивности в современном английском языке. М., 1990; Новиков Л. А. Антонимия в русском языке. М., 1973; Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М., 1999; Апресян Ю. Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. М., 1974; Вольф E. М. Функциональная семантика оценки. М., 1985; Убин И. И. Лексические средства выражения интенсивности (на материале русского и английского языков): автореф. дис.... канд. филол. наук. М., 1974; Туранский И. И. Семантическая категория интенсивности в английском языке. М., 1990; Воротников Ю. Л. Степени качества в современном русском языке. М., 1999; Норман В. Ю. Градация в русском языке // Qnantitat und Graduierungals kognitiv-semantische Kategorien. Wiesbaden: Harrassowitz verlg, 2001. C. 381-403. Сепир Э. Градуирование: семантическое исследование // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1986. С. 43; Халина Н. В. Категория градуальности в слове и тексте. Барнаул, 1993; Кржижкова Е. Количественная детерминация прилагательных в русском языке (лексико-синтаксический +анализ) // Синтаксис и норма. М., 1974. С. 122-144; Bolinger D. Degree words. Paris: Mouton, 1972; Studia gramatyezne bulgarsko-polskie. T. 3: Ilosc, gradaeja, osoba. Wroclaw, 1989; Колесникова С. M. Градуальность: лингвистическое описание (на материале русского языка) // Akademiai Kiado. Budapest, 2011; Репаши Д., Секей Г. О градуальности в сопоставительном аспекте // Вестник МГОУ. Сер. "Русская филология". Вып. 5. М., 2010. С. 110-117; Колесникова С. М. Функционально-семантическая категория градуальности в современном русском языке // Modern Nyelvoktatas: А Magyar Alkalmazott Nyelveszek es Nyelvtanarok Egyesfiletenek folyoirata. XVI. 2010. S. 116-118; Sjostrom S. Spatial relations: Towards a theory of spatial verbs, prepositions, a pronominal adverbs in Swedish. Goteborg: Dept, of linguistics, 1990.
  • Карцевский С. О. Сравнение // Вопросы языкознания. 1976. № 1. С. 112.
  • Исаченко А. В. Грамматический строй русского языка в сопоставлении с словацким. Братислава, 1965. С. 201.
  • См.: Есперсен О. Философия грамматики: пер. с англ. М., 1958.

¥ Цели учебного элемента 3.3:

После изучения данного учебного элемента Вы сможете:

  • охарактеризовать степени сравнения имен прилагательных и способы их образования;
  • назвать основные способы образования форм сравнительной и превосходной степени и их грамматические показатели;
  • перечислить основные способы выражения субъективной оценки качества.

В современном русском языке качественные прилагательные имеют две степени сравнения: сравнительную и превосходную . Что касается так называемой положительнойстепени , то она является исходной формой для образования основных степеней сравнения. Прилагательные в «положительной степени» не содержат в своем значении сравнения, они характеризуют качество безотносительно. Ср.:умный человек - Этот человек умнее многих; красивый цветок - Он принес цветок гораздо красивее моего и т.д.

Имя прилагательное в сравнительной степени обозначает качество, характерное для данного предмета в большей или меньшей мере по сравнению с теми же качествами в других предметах, а также по сравнению с качествами, которыми данный предмет обладал ранее или будет обладать в дальнейшем. Например: Эта книга интереснее прежней; Он стал заметно рассеяннее .

Имя прилагательное в превосходной степени указывает на самую высокую степень качества в предмете по сравнению с теми же качествами в других подобных предметах. Например: Из всех окружающих это был самый умный человек; Они нарвали красивейшихцветов .

Таким образом, форма превосходной степени может употребляться как средство сравнения какого-то качества только в однородных, подобных один другому предметах (например: Из всех присутствующих это был самый заметный человек ), тогда как форма сравнительной степени является средством сравнения какого-то качества или одного и того же лица, предмета в разное время его существования (например: Он теперь спокойнее, чем прежде ) или самых разновидных предметов (например: Дом оказался выше башни ).

Способы образования форм сравнительной степени:

В современном русском языке существуют два основных способа образования сравнительной степени: 1) при помощи суффиксов -ее (-ей) и -е, например: Как-то все дружней и строже, как-то все тебе дороже. И родней, чем час назад (Твард.). Этот способ называется синтетическим или простым; 2) при помощи слов более, менее. Этот способ называется аналитическим, или сложным (описательным), например: более сильный, менее высокий .

Синтетические формы сравнительной степени одинаково употребительны во всех стилях речи современного русского языка, тогда как аналитические используются чаще всего в стилях официальном, деловом, научном.


Формы сравнительной степени иногда осложняются приставкой по- для смягчения степени преобладания качества перед формой сравнительной степени, образованной обычным путем (посильнее, постарше, повыше ). Такие образования являются, как правило, принадлежностью разговорного стиля речи, так как обладают большей экспрессией.

Отдельные прилагательные образуют формы сравнительной степени двояко: и при помощи суффикса -ее (далее, более ), и при помощи суффикса -е (дальше, больше ); причем первые формы употребляются преимущественно в книжном стиле речи.

В некоторых случаях, наоборот, форма на -ее является просторечной по сравнению с формой на -е; например, бойчее и звончее - просторечные варианты, а бойче, звонче - общелитературные.

От прилагательных с основой на г, к, х, д, т, ст, в формы сравнительной степени образуются при помощи непродуктивного для современного русского языка суффикса -е. При этом наблюдается чередование согласных. Например: дорогой - дороже, далекий - дальше, глухой - глуше, молодой - моложе, богатый - богаче, простой - проще, дешевый - дешевле .

Прилагательные, употребляемые в синтетической форме сравнения, не изменяются по родам, числам и падежам, они не согласуются с именами существительными.

В предложении синтетическая форма сравнительной степени чаще всего служит сказуемым (например: В условиях Крайнего Севера олень выносливее собаки ) и реже - определением (например: Ему хотелось посоветоваться обо всем с человеком постарше, поопытнее ).

Аналитическая форма (сложная), которая включает в свой состав полное прилагательное, в предложении обычно выступает в роли определения (например: Более удобное убежище спасло бы всех нас ), хотя может быть и сказуемым (например: Это убежище более удобное ).

Если же в состав сложной формы степени сравнения входит краткое прилагательное, то она является сказуемым и при ней, как правило, употребляется сравнительный союз чем (например: Старший сын был более доброжелателен, чем младший ).

Отдельные прилагательные, например громоздкий, дружеский, деловой, жестокий, запустелый, колкий и другие, не имеют синтетической формы степени сравнения. От них может быть образована форма степени сравнения лишь аналитически. Например: более дружеский, более деловой, более жестокий . Отдельные прилагательные образуют формы супплетивно, т.е. от других корней: хороший - лучше, плохой - хуже .

Формы превосходнойстепени качественных имен прилагательных также бывают синтетическими и аналитическими.

Синтетическая форма превосходной степени образуется при помощи суффиксов -ейш-, -айш-: сильнейший, здоровейший, строжайший, тончайший.

В русском языке формы на -ейш-, -айш- имеют три значения:

1) значение предельной (или абсолютной) степени качества, признака. Например, в предложении Это величайший артист слововеличайший выражает абсолютную, безотносительную степень качества и имеет явно оценочный характер, поэтому оно не может быть заменено сочетанием самый великий артист . Это значение иначе называется элятивом (лат. elatus - поднятый, возвышенный). Подобные формы употребляются в разных стилях книжной речи. В разговорном языке они используются лишь в отдельных фразеологических сочетаниях: умнейшая голова, добрейшая душа и др.;

2) значение высшей степени качества по сравнению с другими. Это значение сходно со значением описательной формы превосходной степени, образованной при помощи слов самый и др. Иначе это значение называется суперлятивом (лат. superlativus - превосходная степень). Например: сильнейший из борцов, талантливейший из скрипачей и др.;

3) значение сравнительной степени. Например: Образ Пушкина является в новом и еще лучезарнейшем свете (Бел.). Это значение для современного языка нехарактерно. Однако оно сохранилось в отдельных оборотах типа: при ближайшем рассмотрении; В дальнейшемизложении автор уже не употребляет подобные слова и др.

Сложные формы превосходной степени образуются двояким способом: во-первых, при помощи дополнительных слов самый, наиболее, наименее , прибавляемых к исходной форме прилагательных (самый близкий, наиболее дорогой, наименее известный и т.д.); во-вторых, путем прибавления слов всех, всего к форме сравнительной степени (всех ближе, всего дороже и т.п.).

Сложные формы превосходной степени со словами наиболее, наименее употребляются преимущественно в официально-деловом и публицистическом стилях речи; формы со словом самый стилистически являются нейтральными и употребляются в разных стилях речи.

Если сложные формы превосходной степени могут быть образованы от всех качественных прилагательных, то простые формы имеют далеко не все прилагательные. Так, не имеют простых форм многие прилагательные с суффиксами -аст-, -ист- (головастый, волокнистый ); -к- (ломкий, узкий ); -еск- (дружеский, вражеский ); -л- (усталый, умелый ); -ов-, -ев- (бедовый, боевой ) и др. От подобных прилагательных могут быть образованы сложные формы превосходной степени (самый волокнистый, наиболее громоздкий, очень усталый и т.д.).

@ Задания УЭ 3.3

  1. Образуйте простые формы степеней сравнения (сравнительную и превосходную /если возможно/) от приведенных ниже имен прилагательных, отметьте особенности их образования.

Малый, близкий, цветастый, хлесткий, слабый, холодный, тугой, простой, прелый, светлый, великий, породистый, нежный, плохой, дешевый, далекий, ловкий, дружеский, честный, яркий.

  1. Объясните, как образованы степени сравнения имен прилагательных. Определите их синтаксическую функцию.

1. Он сделался терпеливее и тверже, научившись в свою очередь не уступать (Г. Березко). 2. Ветер становится тише, уныло шепчет о чем-то (М. Горький). 3. Исчезнет жизни сновиденье: кто был счастливей, был умней (Е. Баратынский). 4. Гости, прослышав, что идет борьба между двумя сильнейшими противниками, собрались в бильярдной, окружили нас (М. Колесников). 5. Добрее, великодушнее, лучше вас я не знаю человека, и не может быть (Л.Толстой). 6. Ольга Дмитриевна тоже делилась своими мечтами, более скромными, более личными, более откровенными (В. Кожевников). 7. Моя мечта, самая фантастическая, всегда остается жизненной, земной; никогда не мечтаю о невозможном (Н. Островский).

  1. Определите значение форм превосходной степени имен прилагательных в данных предложениях. Как они образованы? Какую синтаксическую функцию выполняют?

1. Если бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей (Л. Толстой). 2. Вот и мотай на ус: первейшим делом приглядывайся, без дела не стой (М. Колесников). 3. Это был один из жесточайших боев в Подмосковье (М.Бубеннов). 4. Ей [Вере] было уже двадцать три года, она была хороша собой, красивее Манюси, считалась самою умной и образованной в доме и держала себя солидно, строго, как это и подобало старшей дочери, занявшей в доме место покойной матери (А. Чехов). 5. Величайшая слабость ума заключается в недоверчивости к силам ума (В. Белинский). 6. Среди женщин, молоденьких и не очень, наших и иностранок, она была тут самая красивая (Л. Карелин).

  1. Составьте таблицу «Образование форм степеней сравнения в современном русском языке». От прилагательных добрый, дорогой, милый, молодой, легкий, хороший, толстый, просторный, крепкий, узкий, густой образуйте все возможные формы степеней сравнения и внесите их в таблицу.
  2. Приведите примеры пословиц с формами степеней сравнения имен прилагательных и проанализируйте их (произведите морфологический анализ 2-3 форм).
  3. Как образуются имена прилагательные со значением субъективной оценки в русском языке? Образуйте такие прилагательные от следующих слов: низкий, голубой, важный, чудесный, прямой, маленький, большой, толстый, длинный, один, здоровый.

Рефлексивная анкета:

  1. Что нового вы узнали об образовании степеней сравнения имен прилагательных?
  2. Что вызвало у вас затруднение при изучении данного УЭ?
  3. Является ли вопрос о способах выражения субъективной оценки качества вопросом только данного модуля или может быть рассмотрен в других разделах современного русского языка?

ТОЛЬКО У КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ЕСТЬ СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ!

Качественные прилагательные отличаются тем, что могут обозначать признак в разной степени его проявления (крупный – крупнее – крупнейший ). Формы эти называются степенями сравнения:

    Сравнительной

    Превосходной

В парадигму степеней сравнения включается и то прилагательное, от которого образуются формы степеней сравнения. Семантической основой степеней сравнения является количественная оценка меры признака. В парадигме степеней сравнения исходное прилагательное называется формой положительной степени.

Сравнительная степень (компаратив) – обозначает качество, находящееся в каком-либо предмете в большей степени, чем в другом, название которого ставится в форме род.падежа или именит.падежа; последнему предшествует сравнительный союз Чем (правда дороже золота ).

Превосходная степень (суперлатив) - обозначает высшую степень качества в каком-либо предмете по сравнению с другим: самый любимый писатель ; склоняются как обычные прилагательные.

Сравнительная и превосходная степени могут выражаться простыми (синтетическими) и сложными (аналитическими) формами.

Сравнительная степень

Простая форма сравнительной степени не изменяется по родам, числам и падежам; а потому ее нужно уметь отличать от формы сравнительной степени наречия. Если слово такого типа синтаксически связано с сущ, то это сравните степень прилагательного, если связано с глаголом, то сравнит степень наречия (дуб крепче березы – прилаг;он крепче стиснул рукоятку – наречие)

Формы сравнительной степени тяготеют к употреблению в позиции при связке, т.е. в роли сказуемого, но могут быть и определением.

Образуются от основы исходного прилагательного при помощи суффиксов –ее (-ей) – смелее, белее (продуктивный способ) или–е, -ше – дороже, богаче (непродуктивный способ).

От прилагательных с основой на к, г, х и некоторых слов с основой над, т, ст сравнит.степень образуется посредством суффикса–е (при этом конечные согласные основы чередуются с шипящими) (громкий – громче, тихий – тише, крутой – круче ). В прилагательных на–ок и–к происходит усечение производящей основы, оставшийся конечный согласный чередуется с шипящим или парным мягким (высокий – выше, низкий – ниже ).

Формы сравнительной степени с суффиксом –ше единичны (далекий – дальше, ранний – раньше, долгий – дольше ).

От трех прилагательных форма образуется супплетивным способом (малый – меньше, хороший – лучше, плохой – хуже) .

Формы сравнительной степени не образуются от прилагательных, которые называют признаки, не изменяемые по степеням. Иногда не образуются в соответствии с узусом, а не значением (ветхий, чуждый, куцый ).

Сложная форма степеней сравнения образуется присоединением слова более . Причем такие сочетания могут быть образованы и с краткой формой (более быстрый, более красный).

Превосходная степень

Простая форма превосходной степени имеет особенности в своем значении: кроме указанного выше основного значения превосходства качества в предмете сравнительно с другими предметами эта форма может обозначать высшую, предельную степень качества в каком-либо предмете без сопоставления с другими. Иными словами, она может обозначать безотносительно высокую степень качества: злейший враг, добрейшее существо .

Простая форма образуется при помощи присоединения суффикса –ейш (-айш ). При этом она образуется не от всех прилагательных, обычно ее нет у тех лексем,от которых не образуется форма сравнительной степени. Так же она может отсутствовать у и тех форм, которые имеют форму сравнительной степени. Таковы качественные прилагательные с суффиксами–аст-, -ист , а так же многие слова с суффиксами –лив-, -чив-, -к- (узкий – уже, волосатый – волосатее, молчаливый – молчаливее ).

Сложная форма образуется сочетанием качественного прилагательного и слова самый . Она не связана с лексическими ограничениями:самый красный, самый добрый, самый узкий.

У прилагательных с суффиксами –оват-(-еват-) не образуется никакая форма превосходной степени, т.к. значение неполноты признака несовместимо со значением высокой степени признака (глуховатейший, самый глуховатый ).

Форма превосходной степени обозначает высшую степень качества. В отличие от сравнительной степени формы превосходной степени не могут выражать сопоставительной оценки степени признака в одном и том же предмете и в двух предметах.

Качественные прилагательные имеют степени сравнения . Они выражают большую или меньшую степень качества в данном предмете по сравнению с другим предметом.
Например: (Мой дом красивее твоего дома). иногда сравнение идёт внутри одного и того же предмета (возрастание или убывание) в различные периоды его развития, т.е. в настоящий момент, по сравнению с его прошлым состоянием.
Например: (Спрос на товар стал выше, чем в прошлом году).


Прилагательные имеют две степени сравнения
:
сравнительную;
превосходную.

1.Сравнительная степень прилагательного обозначает, что какой-то признак проявляется в большей или меньшей степени в одном предмете, чем в другом.
Например: Я счастливее тебя. Твой портфель тяжелее, чем мой. Моя собака умнее, чем твоя.

Сравнительная степень бывает:
А) простая
Б) сложная

А) Простая сравнительная степень образуется с помощью суффиксов:
"ее" (-ей): Например: красивый – красивее, умный – умнее, холодный – холоднее;
"е" (с чередованием последнего согласного основы или без чередования):
Например: большой – больше, короткий – короче, сладкий – слаще;
"ше": Например: старый – старше, молодой – младше.
Иногда при образовании сравнительной степени прилагательного используется другой корень.
Хороший – лучше, плохой – хуже, маленький – меньше.
Прилагательные в форме простой сравнительной степени не изменяются и не имеют окончаний!

Б) Сложная сравнительная степень образуется от полной формы положительной степени прилагательного с помощью частиц более и менее.
Большой – более (менее) большой, красивый – более (менее) красивый.

2) Превосходная степень прилагательных .
Превосходная степень показывает, что какой-то признак проявляется в данном предмете в наибольшей степени, по сравнению с тем же признаком в других однородных предметах.
Эта моя лучшая игра; Он самый умный мальчик в классе.

Превосходная степень бывает:
А) простая
Б) сложная
Превосходная степень прилагательного может изменяется по родам, числам и падежам.
(Мы подошли к высочайшим горам).

А) Простая превосходная степень образуется с помощью суффиксов "ейш", "айш".
Например: Глупейший, глубочайший, редчайший, ближайший
Иногда при образовании превосходной степени прилагательного используется другой корень.
Например: Хороший – лучший, плохой – худший.
Б) Сложная превосходная степень образуется от полной формы положительной степени прилагательного с помощью частиц самый, наиболее и наименее.
Например: Маленький – самый маленький,наиболее маленький,наименее маленький, умный – самый умный, наиболее умный,наименее умный.

Прилагательные в превосходной степени, как и полные формы положительной степени прилагательных, изменяются по родам, числам и падежам.

Дата публикации: 28.01.2012 17:58 UTC

  • Морфологический разбор имени прилагательного в русском языке.
  • Полная и краткая формы имён прилагательных. Склонение и правописание падежных форм имён прилагательных в русском языке.
  • Понятие об имени прилагательном. Морфологические признаки имён прилагательных. Разряды имён прилагательных в русском языке.