Как покорить гору шунут на уазике. Как мы ходили на шунут камень Шунут координаты

Шунут-камень (или просто Шунут) - главная вершина Коноваловского увала в Свердловской области. Высота Шунута - 726 метров над уровнем моря. Это самая высокая гора в окрестностях Екатеринбурга. Красота этого места круглый год привлекает туристов.

Являясь высшей точкой Коноваловского увала, Шунут возвышается на 726 метров над уровнем моря.

Величественные, живописные скалы местами совсем неприступны, обрываясь вниз на несколько десятков метров. Особенно они высоки и отвесны с востока.

Скалы сложены конгломератами - сцементированной галькой - и кварцитопесчаниковыми сланцами. Это опорный геологический разрез так называемой шунутской свиты. Как утверждает географ Н.П. Архипова, возраст пород более 600 миллионов лет.

Поверхность скал местами покрыта накипными лишайниками белого, серого, ржаво-красного цветов.

С Шунута вся окружающая местность - как на ладони. Внизу раскидывается зеленый ковер тайги на десятки километров, среди которого выделяются поселки Краснояр и Мариинск, подальше - город Ревда. Местами проглядывает река Ревда и Мариинское водохранилище. С Шунута видны трапециевидная Азов-гора, Соколий камень, с другой стороны - Бардымский хребет.

В окрестностях преобладают вторичные березово-осиновые леса, как результат бывших масштабных вырубок. Хотя есть участки с елями, пихтами, соснами. Среди растений встречаются эндемики и реликты, редкие виды, занесенные в Красную книгу.

Место очень красивое. Поэтому круглый год пользуется большой популярностью среди туристов. К сожалению, сюда любят ездить и квадроциклисты с джиперами, которые до невозможности разбили ведущую на гору дорогу. В итоге пешие туристы идут на Шунут по колено в грязи...

На подходе к скалам, слева от тропы, есть родник, но летом он полностью пересыхает. Так что, отправляясь на Шунут, возьмите достаточное количество воды, либо наберите ее по пути в речке.

К югу от Шунута по гребню Коноваловского увала почти по всему протяжению встречаются невысокие скальные выходы. Но дорог и троп непосредственно по гребню нет. Самые впечатляющие скалы Коноваловского увала в стороне от Шунута - Старик-камень, прямо у подножия которого проходит дорога. Старику-камню посвящена отдельная статья на «Ураловеде». Еще одна очень красивая скала находится между Стариком и Шунутом. В профиль она тоже напоминает человеческое лицо (на мой взгляд, самая живописная из этих скал). А юго-восточнее Старика-камня расположена скала Дед-камень. Посещая Шунут, обязательно стоит побывать на известном радоновом источнике с могилой святой для старообрядцев отшельницы Платониды.

Недалеко от Шунута берет начало река Серга. Кстати, природный парк «Оленьи ручьи», в настоящее время вытянувшийся вдоль этой реки от города Нижние Серги и почти до Михайловска, в перспективе планируется расширить и включить в него в том числе Шунут.

Несколько лет назад в этих местах жил отшельник, частично парализованный после укуса клеща. Недавно он покинул эти места, но в лесу осталась стоять его недостроенная избушка.

Деревня Краснояр, от которой ходят на Шунут, - совсем небольшая, с постоянным населением менее двух сотен человек. Здесь проживает немало старообрядцев часовенного согласия, не отошедших от своей веры даже в советские времена. Интересно, что летом 1981 года участники археографической экспедиции УрГУ А.А. Гриненко и И.А. Шумкова у одного из жителей села - у Абрама Семеновича Щукина - обнаружили уникальные старинные книги XVII-XIX веков. Некоторые из книг и рукописей он передал в дар УрГУ.

Гора Шунут

Это вторая часть нашего велопутешествия. Начало рассказа читайте на странице «Платонида »

Гора Шунут (Шунут-Камень) самая высокая в окрестностях Екатеринбурга, высота около 725 метров, длина, порядка 15 км. Является самой высокой точкой Коноваловского увала. Высота скал от 25 до 70 м. Склоны Шунута покрыты хвойным лесом, открыты лишь несколько вершин. Если не знать ориентиров, Шунут найти не просто - он практически не виден с окрестностей, но на гору ведет несколько дорог.

Добраться до скал можно с разных сторон: по грунтовой дороге от Мариинска, по лесной дороге от Краснояра, или от Верхних Серег. Шунут весьма популярен среди туристов. У вершины горы раскинулись живописные поляны, есть родник, со скал открывается красивый вид. С Шунута берет начало небольшая речка Козя, образующая в поселке Верхние Серги Козинский пруд.

Название Шунут предположительно образовано от калмыцких слов шун - существо и ут - огонь. Вероятно, на вершине горы, как самой высокой точке, часто разводили костры - с ритуальными целями или для предупреждения об опасности. Также калмыцкое название речек, текущих в окрестностях Шунута - Ик (Малый и Большой Ик). В прежние времена в окрестностях горы Шунут, Старик-камень, Азов были поселения староверов. В глухих лесах располагались их потаенные скиты, в которые вели неприметные тропы.

В легенде о горе говорится о великане Шунуте, которому отрубили голову, и теперь она образует скалы Старик-камень (иногда их называют Голова Шунута). Между ними и вершиной Шунута видна еще группа скал, достаточно высоких, и гораздо менее посещаемых людьми, из-за отсутствия дорог. О походе на Старик-камень Вы сможете прочитать на соответствующей странице этого сайта.

Гора Шунут на велосипеде

Бодренько отправились мы по тропе, которая вела налево, хотя Шунут был направо. Я шла первой, и мне повезло увидеть большого зайца, метнувшегося от нас в лес. Метров через 500-700 среди леса увидели деревянный дом, кажется, немного недостроенный, но довольно большой. Перед домом было подобие двора, там горел костер, или очаг, кипятился какой-то самовар с котелком наверху, были разложены разные вещи. Даже походный душ на лесине был подвешен. И все это в лесу, среди деревьев.

Как только мы подошли ближе, с верхнего этажа дома послышался старческий голос: "Куда это вы собрались", и мы увидели дедулю очень колоритной внешности: весь седой, волосы давненько не стрижены, клетчатая рубаха, штаны старенькие, и рука одна, видно, не работает - парализована. Мы стали спрашивать старичка, правильно ли идем на Шунут, но вместо ясного и прямого ответа он нес какую-то галиматью. Что на Шунут в этом году еще никто не ходил, что тропы нет, потом - что она заросла травой и нам ее самостоятельно не найти, и так далее. Затем дедок стал собираться идти с нами - зашнуровал кроссовки. Мне почему-то не очень хотелось такого компаньона, уже через пять минут от его болтовни голова болела, я предложила пойти по одной из тропинок, отмеченных цветными фантиками, приклеенными к деревьям. Старичок обрадовано воскликнул - ну вот, сразу и пошли не туда! Я все-таки вас провожу. И мы пошли вместе.

Тропа действительно шла в довольно густой и высокой траве, но была прекрасно видна. К тому же фантики не давали ее потерять. В одном месте со склона отрога Шунута открылся вид на лежащие вдалеке горы - Азов, Марков Камень, Соколиный Камень, и другие. По пути наш проводник вещал без умолку: мы узнали, что зовут его Владимир, он пенсионер, был мастером в ПТУ, а сейчас живет в этой глуши совершенно один, и сотрудничает с Мариинским лесничеством, вроде как следит за тропой, клеит фантики, водит на Шунут туристов. При этом в его рассказах бурная фантазия хлестала через край - он сообщал, что его заставляют работать силой, грозясь оторвать башку, регулярно крадут деньги, одежду, а туристы просто бесчинствуют, особенно 15 человек из института связи из Екатеринбурга - пытались давить его мотоциклом. Потом выяснилось, что это были девушки с двумя преподавателями. И еще множество небылиц. Понятно было, что одинокая жизнь в лесу не пошла ему на пользу, и плохо отразилась на психическом здоровье деда. Было его жалко.

Затем тропа стала плохо различима в густой траве, но даже без провожатого мы ее нашли бы, надо только внимательно смотреть на деревья, где фантики. Там, где тропа выходила на лесную дорогу, старичок с нами попрощался и повернул назад - а то, говорит, на дороге грязно, чего я туда потащусь. По дороге (и правда грязноватой) мы быстро вышли к вершине горы Шунут, причем путь был совсем пологий, видимо, на нужную высоту мы поднялись еще раньше и постепенно. Прошли мы великолепную большую поляну, заросшую высоченной цветущей травой - тысячелистником и кислицей, распространявшей головокружительный аромат.

Среди елей и сосен виднелись скалы. Дальше по дороге слева был родник-колодец, обустроенный и даже с книгой отзывов (на обратном пути мы сделали там запись). Сфотографировались у живописной, нависающей над дорогой, скалы. И вот показалась вершина Шунута. Под скалами стояли несколько палаток, валялись вещи, навстречу нам вышел парнишка, мы с ним поздоровались и он показал, какой дорогой лучше подняться наверх.

Подъем был несложный, вскоре мы уже стояли на одной из вершин Шунута и созерцали окрестности. Видно было далеко, до самого горизонта во все стороны, погода-то была хорошая. Можно было наблюдать и Мариинск, и еще какие-то поселки, возможно, Ревду, Красный Яр, Верхние Серги. Конечно, еще фотографировали, потом Александр взобрался на соседние вершины, потом все вместе - на самую высокую (там загорали молодые люди). Затем мы перекусили и отправились в обратный путь, чтобы успеть приготовить обед. Шли мы по дороге, а не по тропе. Она вела довольно круто вниз, была тенистая и вся в глубоких колеях. И через каждые 300-400 метров на ней стоял мотоцикл. Всего их насчитали мы четыре штуки. Так что в здешних лесах можно собирать не только грибы и ягоды, но и технику.

Вышли мы к месту нашего вчерашнего ужина, пошли до Платониды. По пути мы еще раз завернули к старичку, поблагодарили его за помощь и дали денежку (он отказывался, говорил, что кругом , и у него деньги отнимут, но мы все равно оставили купюру на завалинке). Вдоль дороги было множество грибов - красноголовики, белые. Прямо обидно было, что их не довезти до дома, а то я, грибной маньяк, собрала бы их немало. На Платониде мы с Гошей занялись костром и приготовлением рисовой каши с тушенкой, а Александр стал фотографировать - и родник, и речку, и могилки, и алтарь.

Пока обедали, рядом с нашей поляной появились те самые мотоциклисты, транспорт которых мы нашли на дороге от Шунута. Поскольку нам надо было решать, по какой дороге отсюда выбираться, Александр спросил у них, как они приехали. Оказалось, по дороге, ведущей через Старик-камень на Лавровку и Полевской, но дорога в таком же состоянии, как и наша, а в одном месте на километр - просто болото, где они тащили мотоциклы на руках. К тому же ехать гораздо дальше, чем до Мариинска.

Гоша съездил на моем велосипеде (чтобы не разгружать свой) на разведку по тропе на Краснояр, там оказалось все плохо. Поэтому ему очень захотелось поехать по дороге на Полевской. Но я-то понимала, что такой путь мне не под силу, тем более за один вечер. А это значит, что придется ночевать в болоте. Короче, мы с Александром стали убеждать Гошу вернуться по известной нам дороге, пусть ужасной, но точно проходимой и известно какой длины. Георгий сердился. Ему не хотелось снова ждать, пока я буду тащиться пешком. Но, в конце концов, он смирился.

В восемь вечера мы двинулись в обратный путь. Сначала, как и договаривались, ехали в пределах видимости, но через несколько километров Гоша нас удивил - он рванул так, что быстро скрылся из виду. Поэтому мы преодолевали этот кошмар вдвоем, я помогала Саше вытаскивать велосипед в особо трудных местах, каждые 10 минут снова мазала его от комаров, короче, хлебнули опять по самое не хочу. Александр промочил обе ноги в местных лужах.

Про Георгия Александр решил, что он нас оставил и уехал домой один, даже не предупредив. Я в этом сомневалась. Мне думалось, что он просто не хочет тащиться по таким местам медленно. В общем-то, так и оказалось. Когда до трассы на Ревду оставалось пару-тройку километров - впереди показался Гоша, он ехал нам на встречу. Выяснилось, что он доехал до Мариинска и разведал, где можно помыться и заночевать. Хотя, конечно, так не делается... Вместе мы доехали до дороги, причем по пути встретили табунок лошадей, их вожак стал посередине, и устрашающе храпел на нас, пытаясь не пропустить. Ночевать решили на противоположном берегу Мариинского водохранилища.

Проехав через поселок, уже в сумерках нашли место на берегу в сосновом лесу, где был хороший спуск к воде. Поставили быстренько палатки, и я пошла мыться. На бережку разделась, облачилась в купальник и заметила, что на правом плече у меня снова впившийся клещ. Кроме того, второй клещ полз по майке. Его я утопила. Потом искупалась. Выхожу из воды, а от палаток идет Александр и машет рукой - тоже клещ. Тут мы повторили всю процедуру удаления животных при свете фонарика. Клещей мы складировали в отдельные бумажки, Сашиных и моих, чтобы в городе сдать их на анализ - не больны ли чем. Потом парни умывались, а я уже в темноте собрала дров, сделала костерок и поставила котелок. Ужинали и пили чай очень уютно, комаров не было, светил костерок, мы вспоминали Платониду, Шунут, лесного старичка...

Спали в эту ночь замечательно, только собачки в Мариинске лаяли долго, да Александр возился - видимо преодолевал грязюки по дороге, во сне. Рано утром была небольшая гроза и дождик. Саша разбудил меня еще до дождя и попросил, как следует закрыть вещи тентом. Я еще и дрова по тент спрятала. Но когда я вышла из палатки часов в девять, вокруг было почти сухо, то ли дождь был слабый, то ли сосны нас укрыли. В общем, костер спокойно разожгли и позавтракали. Место было очень красивое, да еще и грибочки попадались. Пока я ходила искать их, Гоша вымыл свой велик. Мы собрались, доехали до плотины, там с Сашей тоже вымыли свои велосипеды, и двинулись по дороге к Ревде.

Дорога была очень живописная: то река видна, то поля, то лес, то поселочки. Красота! Машин почти нет, ехать одно удовольствие. По пути на въезде в Ревду мы пообедали. Ревда оказалась длинным городом, пилили до вокзала мы долго. Удивительно, но воздух сразу после въезда стал похож на городской - пыльный, душный и противный, вот что значит промышленность. На вокзал мы прибыли через пять минут после отхода электрички на Екатеринбург, пришлось ждать еще час. Пока сидели, Александр наговаривал на диктофон хронику нашего путешествия. А на его рюкзаке сидел, шевеля усами, большущий жук-усач, или скрипун. Долго сидел, до самого нашего отъезда. Погрузились мы в поезд и через час уже были в Екатеринбурге, где и разъехались по домам, договорившись созвониться для организации следующих совместных путешествий.


Как добраться до горы Шунут

Из Екатеринбурга нужно сначала доехать до Ревды. Если Вы на машине, в Ревде нужно двигаться в южном направлении по ул. Горького и далее до Мариинска. Если у Вас подготовленный для бездорожья автомобиль и Вы не прочь рискнуть, то перед Мариинском поворачиваете направо. И по этой разбитой дороге двигаетесь 13 километров до отворотка направо. Там машину оставляете и еще 3 км. на гору пешком. Если автомобиль застрял, возвращаетесь в Мариинск и ищите тракториста. Он знает, что делать.

Если Вы пешком, то электричка до Ревды, затем либо прямо от ж.д. вокзала автобус до Краснояра, но они ходят пару раз в день и расписание неудобное. Либо на местном автобусе доезжаете до остановки Совхоз. И там голосуете на трассе. Возможно, этот автобус тоже придется подождать. Если ноги хорошие, можно пройти всю Ревду, это 4 км, и уже там голосовать. Ехать нужно до Краснояра.

Из Краснояра есть два варианта. Первый по улице Зеленая, и далее по тропе в лес. Эта тропа приведет Вас на грунтовку, которая от Мариинска, до нее 5 км. По грунтовке налево и до своротка вправо на Шунут, еще 6 км. И там 3 км. в гору.

Второй вариант. В Краснояре двигаться дальше, через так называемые "Родовые поселения", до речки Большой Ик. Перед речкой свороток направо, в поля, и примерно через 6 км. тропа приводит на Платониду. Ну а там выйти на грунтовку, по ней 2 км. до поворота на Шунут, и там 3 км. по лесу. Вроде все понятно, если что, звоните.

Шунут считается самой высокой горой в окрестностях города. Трудно сказать, какие именно окрестности берутся при расчётах, но высота более 720 метров - действительно выдающееся значение для обычно низкого Среднего Урала.
Гора оказалась запрятана в самую настоящую глушь. Словно бы специально кто-то разместил её в этом тайном месте, чтобы никто не потревожил покой великана. Удивительным образом в окрестностях мегаполиса оказался абсолютно пустынный край, покрытый дремучими лесами. До ближайшего населённого пункта - 10 км, до других - десятки. В богом забытых посёлках всё ещё живут староверы, молящиеся по своим, сохранённым древним книгам. При этом, как ни странно, посетителей хватает и здесь: от ближайшего посёлка - Краснояра - к горе тянутся сразу несколько троп и даже одна автомобильная дорога - правда, проехать по ней способны только наиболее внедорожные представители этого вида транспорта. Большое количество тропинок играет с туристами злую шутку: совершить роковой поворот не туда на очередном перекрёстке с виду одинаковых троп проще простого, но потом придётся долго плутать по бесконечным болотам, куда такие коварные тропинки заводят. И кто только их прокладывает?...


Верный знак, что вы на правильном пути - маленькая речушка (либо Малый Ик, либо его ещё более малый приток), через которую имеется мостик.
02

Вокруг - сложный, смешанный лес. От речки фактически и начинается подъём на Шунут - практически с половины дороги от Краснояра. Шунут - очень пологая гора, въехать на неё на лыжах вполне возможно вплоть до самой скалистой вершины.
04

Вершину ниоткуда невозможно увидеть - только подъехав вплотную обнаруживаешь сплошную стену отвесных скал. Если идти вдоль неё на северо-восток, вскоре можно найти удобный, пологий подъём на верх, к самым камням.
05

Поплутав по шунутским лесам и болотам, к вершине я добрался уже вечером, когда солнце красиво освещало скалы своими лучами. Стояла ясная, солнечная, непривычная для февраля погода, было довольно тепло и безветренно. В небе сияла Луна.
06

Возле этого места стоит мемориальная табличка в память о погибшем здесь человеке - он сорвался со скалы.
08

Вокруг - завораживающая красота.
09

Шунут входит в состав хребта под названием Коноваловский Увал. Он тянется с севера на юг. Вот вид вдоль него на север.
10

На вершинах, лежащих севернее Шунута, скал не видно.
12

Панорама на север. Можно рассмотреть полную версию .
13

Даже на самой вершине растут ели, или, возможно, пихты. Хвоя очень плотная, густая.
15

Если же обернуться и посмотреть в сторону юга, то видно несколько скалистых вершин хребта.
17

Вид на восток.
Панорама. Можно рассмотреть полную версию .
18

Вид на юг - Коноваловский увал во всей красе. Ёлки справа растут на Шунуте. Далее, справа на лево, если я правилно опознал, идут: безымянная вершина высотой в 651 с лишним метр, увенчанная живописными скалами, затем - гора поменьше, чуть больше 571 метра, со скалой Старик Камень в левой части, ещё дальше, в левой части панорамы - скалы, названия которых мне неизветны. Мда, удалённость этих мест чувствуется даже в невозможности найти названия местных вершин.
Панорама. Можно рассмотреть полную версию .
19

Неизвестная скала 651 м
20

С Шунута в ясную погоду хорошо рассматривать окрестности. Ничто не закрывает взор на десятки километров - другие горы не сравнятся по высоте. То самого горизонта - бескрайние уральские леса, позолоченные последними лучами солнца.
23

В середине кадра - Краснояр, единственный местный оплот цивилизации. Есть что-то в этом пейзаже от древних времён, когда крошечные посёлки первых поселенцев Урала вот так одиноко стояли, окружённые бескрайними, необъятными и, кажется, непобедимыми лесами.
Выше Крснояра, вдали виднеется карьер в Дегтярске. Сам город, видимо, скрыт рельефом.
25

Левее виден крошечный городок Мариинск, стоящий на берегу Мариинского пруда на реке Ревде. Через этот городок идёт единственная дорога на Краснояр.
26

Ещё левее видна Волчиха, одиноко возвышающаяся над невидимым отсюда Волчихинским водохранилищем. Её склон белый, потому что на нём оборудован горнолыжный спуск.
27

Ну а левее Волчихи - Ревда. Самый заметный объект после дымящихся труб - высокое отдельностоящее здание в правой части кадра - это выстроенный несколько лет назад храм Ахристрагита Михаила. Левее Ревды виден, должно быть, её сиамский брат - Первоуральск.
28

Среди скал Шунута я увидел удивительное. Прямо в снегу растёт маленький зелёный кустарник, растёт среди зимы.
29

Ещё несколько вечерних видов Шунута.
32

Скала, похожая на наковальню или нос корабля.
34

***
Последняя новая песня со сборника "Rarities & B-sides" группы Delerium, называющаяся "Ray", попалась мне несколько позже двух других. Эта песня записана вместе с самым новым альбомом "Music Box Opera", но не вошла в его состав. Когда альбом ещё не вышел, его рекламировали как "возвращение старого звучания Делериума" - но получилось гораздо более в духе Делериума нынешнего, с продолжением лучших наработок непосредственно предшествовавших его выходу альбомов. А вот в песне Ray группе, пожалуй, удалось таки невозможное - по настоящему совместить характер прежнего, раннего Делериума с нынешним.
До 9-го альбома Делериум был мрачной, нечеловечески жёсткой, механистичной музыкой - смесью звуков машин, криков из фильмов ужасов и нарочито синтетических звуков с синтезаторов. Ни капли лиричности, ни толики той переливчатой мелодичности, по которой его опознают ныне. В 9-м альбоме в группу пришла её первая вокалистка - Kristy Thirsk, и изменила творчество Делериума до неузнаваемости. Её "парящий" голос создавал бескрайний простор, эфемерные дали и полёт фантазии. Делериум никогда уже больше не смог быть прежним. И вот, в песне "Ray" им, наконец, удалось совместить несовместимое, пусть баланс всё же смещён в сторону современного звучания значительно. Удалось успешно. Результат, видимо, настолько невписывался в остальной альбом Music Box Opera, что его отложили до лучших времён, а в сам альбом включили другую песню в исполнении K. Thirsk - эталонную "Sky", одно из лучших произведений группы. Что ж, может, оно и к лучшему, и Ray действительно лучше раскрывает себя в обособленности.


Фото сделаны на Pentax K-30 с объективами:
1 - 18, 29 - 48: ,

На гору Шунут Камень выдался в октябре 2010 года. Ходили мы вчетвером. Погода выдалась очень хорошей, солнечной. Однако на дворе уже был октябрь и было довольно прохладно. Уже были заморозки.

Добраться до Шунута можно так. Из Екатеринбурга садимся на электропоезд до Ревды (вокзал). Причём ехать надо утром, так как потом с ревдинского вокзала уходит автобус до села Краснояр в 9:10 (если не ошибаюсь), а следующий автобус будет только в 2 часа дня. Ждать всё это время на вокзале очень утомительно и поэтому вы решитесь взять такси, которое запросит 300-350 рублей. Кстати, в городе Ревда действуют около 17-18 компаний такси. Так что лучше встать пораньше и поехать на автобусе.

Доехали до Краснояра. Идти на Шунут можно разными тропами. Мы же пошли по дороге, ведущей в деревню Лавровка. Она начинается прямо за остановочным комплексом. Т.е. не налево от него, а за ним.

Как дойдёте до пересечения дороги с рекой Ик (река проходит по трубе), то через несколько метров будет поворот направо - вам туда! Вы дойдёте до поля, на котором, возможно, увидите указатель, если его не сломали. Вот идите по лесной дороги и выйдете в урочище "Платонида".

Описывать легенды про это место я не буду, посмотрите лучше в интернете. Скажу лишь, что урочище представляет собой 4 старообрядческие могилы, землянку на берегу реки Малый Ик и оборудованный родник. На фото - могила Платониды, точнее, просто монумент, но останков её там вроде нет. Подробнее об этом месте Вы увидите в другом отчёте.

Посетить это место - милое дело! Попить и набрать водички хорошей, родниковой. Посидеть, отдохнуть. Долго мы не задержались здесь и отправились дальше - на Старик Камень. Идти на Старик Камень нужно по этой дороге (что на фото ниже). Затем вы дойдёте до развилки, Т-образный перекрёсток - и вот там надо повернуть налево.

Затем дорога поворачивает направо (без других поврортов), идите всё время по главной до тех пор, пока справа вы случайно не наткнётесь на это:

Вдалеке виднеется Шунут.

На Старике Камне мы долго тоже не задержались, ибо осень, темнеет рано - нужно топать на главную достопримечательность здешних мест - гору Шунут Камень. Вот такое встретили по дороге. Ну прям фильм ужасов какой-то.

Идти на Шунут нужно по той же дороге. Когда дойдёте до своротки на Платониду, то не сворачивайте, а идите прямо. До тех пор (успеете устать), пока не увидите своротку налево - грунтовка с автомобильной колеёй. Идите туда, в гору, около 3-4 км. Будет жарко, я гарантирую! Это самый сложный этап всего похода! По тропе идите до поворота, потом сворачивайте направо - вы дойдёте до родника. Там, думаю, не потеряетесь уже.

Шунут-камень - гора на границе Нижнесергинского и Ревдинского районов. Она находится в самом центре Коноваловско-Уфалейского хребта, образующего в этой части Среднего Урала главный водораздел. Скалистое обнажение Шунута одно из самых мощных на Среднем Урале. Это полоса скал высотой 60-70 метров, тянущихся на протяжении пяти километров. Возраст горной породы составляет около 800 миллионов лет. Это одно из значительных и живописных обнажений горных пород на Среднем Урале. Площадь охранной зоны 3620 гектаров.

На самой макушке Шунута открывается вид, ради которого стоит сбить ноги, чтобы добраться. Расстояние от Ревды - 41 км, от села Мариинск - 16 км. Фото//мytravelbook.org

Высота Шунута по различным картам имеет незначительное расхождение. Это зависит от года их выпуска и совершенствования системы определения. Может быть, это связано и с элементами национальной безопасности - для ошибки считывания рельефа местности у крылатой ракеты. Это только версия, которую полностью исключать нельзя. В некоторых источниках рост Шунута 724 или 732 метра. Но «за основу» высоту горы принято считать 726 метров. Это самая высокая точка в Западном управленческом округе. Гора славится сильными ветрами, преимущественно западных и северных направлений.

Почему - Шунут?

Что название обозначает, до сих пор неизвестно. В справочнике «Географические названия Свердловской области» А.К Матвеева определенного топонимического объяснения нет. Средний Урал представлял и до сих пор представляет соседство различных национальностей. Но четкого толкования имени горы нет ни в одном языке. Есть версия, что название «Шунут» состоит из двух слов: «Шун» (мансийское - существо) и «Ут» или «Уд» (тюркское - огонь). То есть, гибридное словосочетание горы можно трактовать как Существо (Дух) Огня.

Может быть, древние жители этих мест совершали на горе некие ритуальные действия. То есть, это был алтарь или святилище, почитаемое людьми для культовых языческих обрядов. Может быть, древние люди использовали возвышенность Шунута как сторожевое место - предупреждали огнем о внезапном нападении иноплеменников.

Однако в том же справочнике А.К. Матвеева говорится, что «в ряде геологических работ конца XIX начала XX веков вместо названия Шунут-камень фигурирует Белый камень, может быть, за светлый цвет скал». А «шун» по-мансийски совсем не «существо», - а «сани», «нарты». Тогда как связать с этим тюркское «ут» - огонь? Огненная повозка, колесница? Опять тупик.

«Вавилонская башня», художник Питер Брейгель

Всякое возвышенное место, тем более, горы имели для всех древних народов символическое значение. Считалось, что гора соединяет божественный мир с миром людей - Небо и Землю. Как, например, Олимп у древних греков, у вавилонян - семиэтажные зиккураты, представлявшие собой космическую гору - семь этажей соответствовали семи небесам, по которым двигаются семь планет. А пирамида, гора или холм у египтян олицетворялось, как место рождения, возрождения и воскресения. Подъем в гору - это путь богов, восхождение из тьмы к свету.

Что говорится о горах в Священных Писаниях

Здесь очень много текстов, связанных с символикой гор. Для примера лишь малая толика. Согласно Ветхому Завету, на горе Синай Моисей беседовал с Богом и получил от Него десять заповедей - законов для своего народа. Когда ангелы Господни пришли к Лоту, чтобы спасти его от смерти в обреченном Содоме, то сказали: «Спасайся на горе, чтобы тебе не погибнуть» (Бытие XIX, 17).

Моисей на горе Синай. Гравюра Гюстава Доре.

По Евангелию Иисус Христос в своей земной жизни поднимался на гору шестнадцать раз, вспомните Нагорную проповедь или Преображение Господне на горе Фавор, а распят он был на горе Голгофа. В греческом православии гора Афон на полуострове называется Святая Гора - Айион Орос. «Орос» по-гречески - «гора», происходит от корня «орао», что значит - «видеть». Упоминаются горы и в сурах Корана: «И Муса сказал, когда пришел на назначенную встречу, после того, как Господь с ним говорил: «Господь, разреши мне Тебя видеть». «Никогда ты Меня не увидишь, - отвечал ему Господь. - Однако смотри на гору и ты увидишь» (Преграды, 7:143). В одном из аятов Корана загадочно утверждается: «И ты увидишь горы и сочтешь их недвижимыми; но они движимы, как движимы облака…» (Муравьи, 27:88).

Гора - символ, часто используемый древними учителями алхимии в их писаниях. В этом случае гора символизирует Атанор - колбу или печь с заключенной в ней первоматерией для получения философского камня, превращающего все металлы в золото и дарующего ключ к бессмертию.

О легендах Шунута

В одной из них говорится, что в этом районе был подземный монастырь. Когда-то села Мариинск и Краснояр представляли собой мощные центры старообрядчества. С раскольниками власти вели непримиримую борьбу, и старообрядцы уходили в глухие леса. Таких потаенных мест вокруг Ревдинского завода было много.

Например, в книге В.М.Слукина «Тайны уральских подземелий» в истории со скитами Шунута упоминается имя екатеринбургского купца первой гильдии Льва Ивановича Расторгуева (1769-1823) в первой четверти XIX века, когда борьба с раскольничеством была очень жесткая. В то время это был один из богатейших уральских предпринимателей. Он был ярым представителем официально гонимой веры и тайно устроил два монастыря: мужской и женский в округе Каслинского завода. Поэтому не исключено, что свои деньги, покровительство и влияние Расторгуев приложил и к подземному монастырю у Шунут-камня.


Подземный скит. Фото//pochel.ru

Раскольничьи скиты на Урале были двух типов: первый - избушка или две-три в лесной глухомани; второй - разветвленное ходами подземелье с отсеками и входом колодезного типа. Подземное строительство у староверов вызывала их религиозная идеология. Главный догмат гласил: спасение души может быть только в пустынях, в удаленной от прочих людей среде, бессуетной и негласной. Во-вторых, подземной деятельности способствовали некоторые обычаи и обряды, принятые в раскольничьей жизни.

Долго функционировал подземный раскольничий скит в невероятно глухом месте - вблизи горы Шунут. Там в твердых породах был вырыт вертикальный колодец-лаз с боковыми ответвлениями в кельи. Указом Николая I от 1827 года староверам было запрещено строить скиты и именоваться пустынножителями. При этом еще в 1800 году указом императора Павла было учреждено единоверие как форма воссоединения старообрядцев с Православной церковью. На этот шаг, в том числе, власти вынуждены были пойти потому, что старообрядцы, как сейчас говорят, выходили в люди. Среди них появилось много богатых купцов, промышленников, они служили в «органах местного самоуправления» - с этим приходилось считаться.


Единоверческая церковь во имя трех святителей Петра, Алексия и Ионы в Ревде, фото 50-х годов. Фото//архив Ревда-инфо.ру

Но тайные базы разыскивали отряды солдат и заводских стражников, скиты разрушали и уничтожали. Ставшие ненадежными обители бросали, засыпали их входы. Следы подземных убежищ терялись. Вот почему так мало находок нетронутых скитов и даже их следов. Так и скит возле Шунута не найден. Однако, по воспоминаниям старых людей, еще в тридцатые годы прошлого века в Мариинске и Краснояре встречались люди, похожие на старых монахов или отшельников. Не теряют надежды разыскать подземный монастырь у Шунута и в наши дни. Во всяком случае, среди ревдинцев были такие искатели.

Борьба со староверами закончилась таки примирением и строительством единоверческих храмов, в Ревдинском заводе это была церковь во имя трех святителей Петра, Алексия и Ионы. Ее построили в 1836 году и находилась она на месте сегодняшнего кафе «Эскобар» на улице Чехова.

Какие еще тайны скрывают эти места

Шунут соседствует и с другим не менее загадочным местом - источником Платониды. Сюда каждый год тянутся сотни паломников. Источник назван по имени жившей здесь давным-давно отшельницы, проводившей все свое время в молитвах и питавшейся исключительно дарами леса. Говорят, если поклониться могиле Платониды и окунуться в воду чудотворного источника, можно избавиться от многих недугов. Кстати, историй происхождения источника и жизни отшельницы тоже несколько. Есть версия, что вблизи этого места был и секретный лагерь НКВД, там содержался какой-то особый контингент заключенных. Правда, открытые данные этого не подтверждают. Еще многие тайны скрывают эти глухие места.

Гора Шунут - излюбленное туристическое место. Слава об этих местах давно вышла за пределы Урала. До Шунута есть много дорог. Но в основном все туристы предпочитают дорогу от Мариинска, она начинается не доезжая до села. На самой макушке Шунута открывается вид, ради которого стоит сбить ноги, чтобы добраться.