Значение "поучения" владимира мономаха. Написать сочинение-рассуждение «Какие советы Владимира Мономаха я считаю важными и почему? Какие советы мономаха актуальны в наши дни

«Поучения Владимира Мономаха» -

Нравственное завещание наших предков.

Цели урока: 1) дать понятие о жанре поучение в древнерусской литературе..

  1. понятие о древнерусской литературе, особенностях повествования в жанре «слова»;
  2. развитие логики, умение анализировать предложенные тексты, выделять общее, на этой основе создавать собственный текст;
  3. воспитание самостоятельности и ответственности, приобщение к ценностям православной культуры, воспитание качеств гражданственности и патриотизма.

Оборудование: текст поучения, слайдовая презентация, высказывания о древнерусской литературе великих людей, информационная основа - сайты в Интернете http://www.monomah.vladimir.ru/

http://ru.wikipedia.org/wiki/Владимир_Мономах

Учитель:

Мы продолжим сегодня своё знакомство с памятником ДРЛ - «Поучением» Владимира Мономаха.

Запишите в тетрадях число, тему урока: «Поучения» Владимира Мономаха» - нравственное завещание наших предков».

«» В качестве эпиграфа к уроку я взяла слова из «Евангелия», ставшие пословицей: « как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон…».

Итак, мы второй урок изучаем древнерусскую литературу.

Прочитаем слова Тургенева

Слайд 1 – написание темы урока.

Слайды2-3 (слова Тургенева и Лихачёва, известного исследователя древнерусской культуры).

Для чего нужно изучать древнерусскую литературу? Произведения, написанные несколько веков назад?

Давайте вспомним, в каком веке появилась древнерусская литература? (В десятом веке.)

И.С.Тургенев и Д.С.Лихачёв утверждают, что прошлое и настоящее связаны и наши далёкие предки помогают решать сегодняшние проблемы.

Цель.

Сегодня мы изучаем ещё одно произведение. Как вы думаете, для чего вы должны знать его?

Итак, нам необходимо выяснить, в чём заключается значение «Поучения» для нашего времени, чем оно интересно для нас, и постараться понять его смысл.

Учитель:

Чему же нас учит Владимир Мономах? Следует ли нам следовать его советам? Советам каких людей вы прислушиваетесь?

Послушаем, кем он был.

Задание классу: записать хронологию жизни Владимира Мономаха.

Сообщение:

Владимир Всеволодович Мономах родился 26 мая 1053 года. Отцом его был Всеволод Ярославич. По матери же Владимир приходился внуком византийскому императору Константину IX Мономаху. Родовое имя последнего и перешло к русскому князю.

По свидетельству, Владимир Мономах в детстве был послушным сыном, в молодости - смелым на поле битвы, приветливым дома, почтительным к родителям.

С 13-ти лет он вместе с отцом стал принимать участие в княжеских трудах - ратных походах и охотах. Около 1067 года (дата предположительная) Владимир Мономах стал ростовским князем. Затем управлял Смоленском, позже – Черниговом.

После смерти отца в руках Владимира оказалась реальная власть над Киевом. Однако он добровольно уступает Киев своему двоюродному брату Святополку.

Большой заслугой князя Владимира Мономаха стал разгром половцев. Половцы регулярно нападали на Переяславское княжество, где поселился Мономах. Ценой невероятных усилий князьям удается примириться друг с другом, прекратить бесконечные междоусобные войны.

Владимир Мономах организует большие совместные походы в Степь, в которых принимают участие сильнейшие русские князья того времени. Русь была освобождена.

Когда умер киевский князь Святополк, Владимир Мономах возглавил правление страной.

В 1116 году Владимир воевал против греков, поддерживая свергнутого Византийского императора Диогена, поскольку дочь Владимира (Мария) была замужем за сыном Диогена Леоном. Диоген погиб, а новый византийский император Алексей послал к Мономаху царский венец, знаменитую Шапку Мономаха, и возложил его на голову Владимира, назвав царем. Этим венцом впоследствии венчались на царство русские государи, он хранится в Оружейной палате Московского Кремля.

Скончался великий князь 19 мая 1125 года. По словам летописи, "слава его прошла по всем странам; был он братолюбец и нищелюбец и добрый страдалец (труженик) за Русскую землю; ... весь народ плакал по нем, как плачут дети по отце или по матери".

Учитель:

Каким правителем был князь? (Нам кажется, что Мономах был незаурядным человеком для своего времени, государственным деятелем русского средневековья. Он был человеком, который заботился в первую очередь о славе и чести родной земли. - Итак, Владимир Мономах был неординарной личностью, мудрым и смелым правителем.

Учитель:

Итак, думаю у такого человека можно и поучиться . Мономах имел большой жизненный опыт; это благородный человек, всегда думавший о благе своего государства. Это князь энергичный, предприимчивый, наделенный военными доблестями, всю жизнь проведший в неустанных трудах и в опасных воинских походах.)

Учитель:

Владимир Мономах был не только хорошим правителем, но имел литературный талант. Прожив славную жизнь, он пишет незадолго до смерти поучение для своих сыновей, в котором перечисляет примеры из своей собственной жизни, которые считает достойными подражания. В тексте Лаврентьевской летописи были обнаружены 2 сочинения Владимира Мономаха – « Поучение чадам своим » и « Послание двоюродному брату князю Олегу Святославичу ».

В нашем учебнике дан отрывок « Поучение чадам своим ». Чадам – не только детям своим, но и ко всем своим подданным .

Как вы понимаете значение слова « чадо» ? (1.В. И. Даль: 1. Дитя, ребёнок; сын, дочь. 2. Духовный сын или дочь, крёстный. Бог даровал им чадо. С чадами и домочадцами. Отец с сошкой, а чадо с ложкой. Уродил бог чадище! Родилось чадушко, старше бабушки (умничает). Сладка беседа чад своих. Чадь – челядь, дружина, ополчение, воины.)

Итак , Поучение – это особый жанр древнерусской литературы, в котором давалась модель поведения для правителей и простых людей, обличались пороки, прославлялись добродетели.

Учитель:

Поучение как литературный жанр имело свои правила создания.

  1. Для древнерусской л итерату ры обязательна смиренная просьба автора не посмеяться над его описанием. (чтение вступления)
  2. Задача вступления – привлечь внимание читателя, убедить его в пользе написанного.
  3. Затем следуют сами поучения .

Выразительное чтение.

Перед чтением задание классу: выпишите самое, на ваш взгляд, важные советы не только для того времени, но и для нас.

У нас в классе будет свой летописец, он записывает поучения, которые кажутся важными большинству.

- «Почение написано в 11 веке, не устарело ли оно?

- послушаем нашего урокописца, какие советы вы считаете самыми важными?

Учитель:

Вам приходилось слушать наставления и советы в своей жизни?

А самим приходилось кого-нибудь наставлять?

Задание: соблюдая структуру поучения, написать своему другу советы в форме поучения.

(хорошо учиться, чтобы стать полезными своей родине; быть хорошими детьми для своих родителей, чтобы стать им опорой в будущем; быть здоровыми, чтобы не тратить время, отпущенное нам для жизни, на лечение; быть преданными своей родине, чтобы отдать ей свой долг сполна)

5. Итоги урока. Рефлексия.

- А было ли интересно на уроке? Был ли урок полезным для вас? Чем? Пригодятся ли вам полученные умения и навыки в будущем?

1 Написать сочинение-рассуждение . «Какие советы Владимира Мономаха я считаю важными и почему?»

Изучая древнерусскую литературу, мы сталкиваемся с поучениями Владимира Мономаха, которые он адресовал своим сыновьям, но оказалось, что значение поучений велико, и поэтому они актуальны даже в наше время. Это как завещание, которое князь оставил не только своим детям, но и нам, читателям. И вот, спустя много веков, поучение Мономаха наставляет всех на путь истинный, затрагивает нравственные и политические вопросы. Благодаря сочинению за 7 класс, мы узнаем и о наставлениях, и о краткой биографии князя с письмом Олегу Святославичу. А сейчас давайте напишем на тему: Поучение Владимира Мономаха.

Владимир Мономах поучение

Владимир Мономах — князь Киевский, был наиболее авторитетным князем русской земли и правил на рубеже 11-12 веков. В это время он и пишет свои наставления. Прежде всего в моем сочинении — рассуждении следует отметить нравственные наставления. Князь призывает не забывать бога, не быть гордым, быть добрым и уважать старших. Мономах призывает не лениться, обходить стороной ложь, помогать слабым, обездоленным, поддерживать вдов и сирот. Очень много Владимир в своих поучениях дает практических советов, в том числе не топтать чужие посевы, изучать языки и тому подобное. Особое внимание князь призывает уделять гостям.

Чему учит Мономах? Как мне кажется, прежде всего, князь учит взаимоотношениям между людьми, говорит о самосовершенствовании и о том, что нужно придерживаться нравственных принципов.

При этом князь говорит не только о бытовых советах. Он затрагивает и политические вопросы, показывая, насколько важно прекратить междоусобицы, которые вредят экономике страны. Говорит, насколько эти междоусобицы ослабевают государство. В Поучениях князь призывает к государственному порядку. Указывает Владимир и на то, что благо государства и его народа в руках князей. Очень важно править в мире, который приводит любое государство к процветанию.

Знакомясь с Мономахом в его поучениях, отмечу, князь был образованным, начитанным, эрудированным, он был поборником просвещения. Он считал, что князь это образец для подражания, пример для окружающих, поэтому нужно быть достойным этого высокого титула.

Поражает в произведении письмо к брату, который явился убийцей сына Владимира. Мы видим, что князь прощает убийцу. Как по мне, то это сильный поступок, я бы никогда не смогла простить убийцу, хоть и понимаю, что в то время, во времена войн, смерти были привычным явлением.

Свое сочинение Поучение Владимира Мономаха в 7 классе завершу мнением, что поучения, написанные сыновьям, замечательные, ценные и самое важное, они актуальны и по сей день.

Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.















Назад Вперёд



















Назад Вперёд

Цели урока:

образовательные:

– систематизация и углубление знаний учащихся о жанрах древнерусской литературы; формирование представления о “Поучении” как древнерусском памятнике культуры; углубление знаний о Владимире Мономахе, его роли в русской истории и культуре, актуальности его произведения.

развивающие:

– развитие мышления, памяти; формирование коммуникативных навыков, навыков работы с компьютерными программами; совершенствование навыков сравнения, сопоставления информации, полученной самостоятельно из разных источников;

воспитательные:

– воспитание чувства ответственности за порученное дело, умения работать в группе; воспитание у учащихся нравственных качеств через образ Владимира Мономаха.

Предварительное домашнее задание: собрать сведения о жанрах ДРЛ. Подготовить проекты о жизни Владимира Мономаха, о содержании полного текста “Поучения” Владимира Мономаха; составить “Поучение” сверстникам.

Эпиграф к уроку: “Имеющий уши, да услышит…” (из “Евангелия” от Матфея).

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Вступительное слово учителя. Целеполагание.

Здравствуйте, ребята и гости. Мы продолжим сегодня своё знакомство с памятником ДРЛ – “Поучением” Владимира Мономаха. Запишите в тетрадях число, тему урока: “Значение “Поучения” Владимира Мономаха”.

В качестве эпиграфа к уроку я взяла слова из “Евангелия” от Матфея: “Имеющий уши, да услышит”. Как вы его понимаете? Запишите его.

Исходя из темы урока и эпиграфа, поставьте учебную задачу на урок. (Выяснить, в чём заключается значение “Поучения” в наше время, чем оно интересно для нас.) Спасибо, верно.

Мне хотелось бы, ребята, чтобы сегодня на уроке вы продемонстрировали не только свои знания, но и показали бы, как можно их воплотить в реальные проекты и использовать не только на уроках, но и в жизни.

Домашнее задание будет связано с тем, о чём пойдёт речь на уроке. Запишите его: написать сочинение-миниатюру “Какие советы Владимира Мономаха я считаю важными и почему?”

Актуализация знаний учащихся.

Учитель. Поучение – один из жанров ДРЛ. Давайте вспомним, что это за жанр и какие ещё жанры существовали в ДРЛ.

Группа ребят получила задание провести опрос в интересной форме по теме “Жанры ДРЛ”. Приложение 1 . Посмотрим, что у них получилось. (Задание классу). Прошу вас записать названия жанров, о которых пойдёт речь.

Учащиеся отгадывают кроссворд, по вертикали получается слово “поучение”. В тетрадях записываются названия жанров.

Обсуждение кроссворда. Примерные вопросы 1-й группе.

– Почему вы остановили свой выбор на этих жанрах?

– Какие ещё жанры существовали в ДРЛ?

Учитель. В чём, на ваш взгляд, состоит значение ДРЛ? Зачем её нужно знать и изучать?

– Скажите, ребята, чему вы научились, выполняя это задание?

Учитель. Молодцы, ребята. Вы хорошо подготовились и опрос интересный провели, и узнали много о жанрах ДРЛ. Со своей задачей вы справились и заслуживаете отличных оценок.

3. Защита проектов учащихся.

  • Мы уже познакомились с фрагментом из “Поучения” Владимира Мономаха. А кто такой Владимир Мономах? Что вам удалось узнать о нём, о его жизни?(Презентация учащихся “Жизнь “благоверного, христолюбивого и великого князя всея Руси” Владимира Мономаха” .) Приложение 2
  • Задание классу: составьте план биографии В. Мономаха.

    Обсуждение проекта. Примерные вопросы 2-й группе.

    – Одной из задач, которые вы ставили, было выявить в личности В. Мономаха черты исторического деятеля. Какие черты вам показались важными?

    – Как можно использовать вашу презентацию?

    – К каким источникам вы обращались, работая над проектом?

    – Вам было интересно работать над проектом?

    Учитель. Вы хорошо поработали и заслуживаете самых высоких оценок. Спасибо.

    Мы узнали много интересного о личности великого князя Владимира Мономаха. Сделаем перерыв: проведём физкультминутку.

    • Физкультминутка

    Славный князь Мономах правил на Руси. (Повороты туловища.)
    Кто не слышал о нём, послушай, уясни:
    Был он честен, и смел, и исполнен сил (Махи руками.)
    Русь святую собрать, избавить от войны.
    От половецких племён он избавил Русь. (Наклоны туловища.)
    Подружил всех князей и возглавил их.
    Сыновьям Мономах дал такой наказ: (Вращения глазами.)
    В дружбе жить, уважать старых и больных,
    Не лениться, учиться, дружбой дорожить. (Вращения кистями рук.)
    И тогда вспомнит Русь сыновей своих.

    Учитель. Владимир Мономах был неординарной личностью, мудрым человеком, если создал “Поучение”, которое актуально и по сей день. Попробуем разобраться, в чём же заключается его актуальность.

    Третья группа ребят подробно исследовала полный текст “Поучения”. Расскажите о проделанной работе.

    • Какова история создания, структура и содержание “Поучения”? (Презентация учащихся “Поучение” Владимира Мономаха как завещание потомкам ”). Приложение 3

    Задание классу: запишите структуру “Поучения”.

    Обсуждение проекта. Примерные вопросы 3 группе.

    – Не кажется ли вам, что “Поучение” устарело в наши дни?

    – Как вы работали над проектом?

    – Что было самым трудным?

    Учитель. Спасибо, ребята. Вы довольно глубоко разобрались в структуре и содержании “Поучения”, проделали большую серьёзную работу и получаете отличные оценки.

    • Какие же советы “благоверного князя” Владимира Мономаха кажутся вам полезными и актуальными и в наше время? Что вы добавили бы к ним? (Проект учащихся. Буклет “Поучение добрым людям”.) Приложение 4

    Обсуждение проекта. Примерные вопросы 4 группе.

    – Чем вы объясните выбор таких советов своим сверстникам?

    – А почему вы не ограничились советами детям и сверстникам и обратились к взрослым?

    – Почему вы выбрали форму буклета для реализации своего проекта?

    Учитель. Чему вы научились, выполняя задание?

    – Как можно практически использовать вашу работу?

    Молодцы, ребята, вы очень хорошо поработали и честно заработали отличные оценки.

    4. Заключительное слово учителя.

    Выдающийся памятник ДРЛ – "Поучение" Владимира Мономаха– необходимо рассматривать в контексте исторической эпохи конца XI века. Конечно, политическая деятельность самого Владимира Мономаха отнюдь не всегда была безупречной в моральном отношении. В его деятельности были и случаи коварства, и нарушения обещаний, и жестокого обращения с населением захваченных городов. Все это так!

    И при всем том Мономах умел признавать свои ошибки, умел, как в случае с Олегом, простить заклятому врагу. Его пример удивителен. И поучителен для нас. Вспомните эпиграф к уроку: “Имеющий ущи, да услышит…”. Надеюсь, вы сегодня не только услышали, но и поняли многое из того, что завещал нам, своим потомкам великий Владимир Мономах.

    5. Итоги урока. Рефлексия.

    – А было ли интересно на уроке? Был ли урок полезным для вас? Чем? Пригодятся ли вам в будущем умения и навыки, полученные во время работы над проектами?

    Готовясь самостоятельно к уроку, вы сумели добыть новые знания, осмыслили их и представили в виде кроссворда, презентаций, буклета. То есть вы показали, как можно использовать на практике свои знания.

    Спасибо за плодотворный и интересный урок.

    краткое содержание других презентаций

    «Литература и музыка Древней Руси» - Особенности древнерусской литературы. Рукописная книга. Основные жанры. Древнерусская церковная музыка. Знаки. Музыка. Жанр хождений. Изображение на фресках Софийского собора. Звучит знаменный распев. Репертуар скоморохов. Литература и музыка Древней Руси. Сказание о Борисе и Глебе. Повесть временных лет. Колокольные звоны. Зрелища. Рождение знаменного пения. Религиозно-дидактические жанры. Инструментальная музыка.

    «Древнерусская литература» - Периоды развития древнерусской литературы. Возникновение древнерусской литературы. Что такое древнерусская литература. Повесть временных лет. Образ женщины. Отличительные черты. Тематика древних летописей. История возникновения. Протопоп Аввакум. Основные виды. Глаголица. Красная строка.

    «Поучение Владимира Мономаха детям» - «Поучение Владимира Мономаха». Владимир Мономах. Структура Поучения. Шапка Мономаха – символ царской власти в России. Изучение древней русской литературы. Поучение. 1113-1125 – 12 лет княжения. Владимир Мономах- ростовский князь. И.С. Тургенев. Поучение Владимира Мономаха. Автобиография.

    «Сказание о князьях Владимирских» - Классицизм. Памятник древнерусской литературы. Какой стиль называют классическим. Иван Фёдоров. Нарышкинское барокко. Кремль. Здание Адмиралтейства. Алфавит. Петропавловский собор. Нарышкинский стиль. Дом Пашкова в Москве. Архитектор Доменико Трезини. Слово о полку Игореве. Пашков дом. Софийский собор. Русский алфавит. Собор Святой Софии. Ансамбль Ферапонтова монастыря. Летний дворец Петра I. Узорочье.

    «Поучение Владимира Мономаха» - Поучение Владимира Мономаха. Владимир Мономах был не только мудрым государственным деятелем. Воинский подвиг – долг князя перед народом. Мономах и церковь. Расскажите об особенностях древнерусской литературы. Цели урока. «Поучение» Владимира Мономаха. Чем прославился Владимир Мономах. Обратимся к первому периоду древнерусской литературы. Битва Мономаха с половцами. Запомни. О чём вспоминает старый монах.

    «Жанры древнерусской литературы» - Русской литературе более тысячи лет. Слово. Повесть временных лет. Житие. Система жанров. Памятник. Краткое содержание. Поучение Владимира Мономаха. Летопись. Хождение. Воинская повесть. Житие Сергея Радонежского. Поучение. Произведение о подвиге отважного русского купца. Жанры Древнерусской литературы. Особенности летописей. Древнерусская литература.

    «Княгиня Ольга» - Крещение Ольги в Царьграде. Рисунок из старой книги. Час с историей православной культуры. «Святая Ольга». Четвёртая месть Ольги древлянам. В. К. Сазонов. Худ. Буденная А. А. «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря». «Мщение Ольги против идолов древлянских». Владимира в Киеве. Кл. рук.

    «Князья Москвы» - С Ордой с Литвой с Тверью с Рязанью. Перелог. Цель урока. Даниил – решительный, дальновидный, жёсткий политик. Урок истории России в 10 классе. Поместье. Тема урока. Закрепление изученного. Расширение границ Московского княжества. А)Возвращением монгольского войска и спасением Новгорода от погрома. Первый московский князь Даниил.

    «Русь и Литва» - Стереотипы в Рукописи Филарета. Получался своеобразный замкнутый круг. Художественные средства в отражении стереотипа. Цель исследования. Ольгерд Литовский. Оценки летописцами своих князей. Оценка. Филологический анализ оценок; графоаналитический анализ оценок. Предмет исследования. Источники исследования.

    «История Новгорода» - Автор: Сахина В. А. В старину говорили: «Аз» да « Буки»- вот и все науки. Проверь себя. Жития... Береста. Берестяная почта. Грамота Онфима. Важная находка. А. Обувь, посуду, корзины, украшения, игрушки. Буки. Б. Для письма. Мальчик изобразил всадника на лошади, поражающего копьём врага. Внеклассное занятие для учащихся начальных классов по программе « Новгородика».

    «Слово о полку» - Умер в 1196 году. Набеги половцев на Русь. Ни с чем не сравним пронзающий душу патриотизм «Слова о полку Игореве»! Житие – описание духовных подвигов и добрых дел святых. Солнечное затмение. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: 1) Величие князей. 2) Концовка. Могуты – народы тюркского происхождения. Велес (Волос) – славянский языческий бог, покровитель домашних животных и поэзии.

    «Московская Русь» - Сибирское ханство (с 1420-х гг.). I этап (1558-1561). Выселение более 100 княжеских семей в Казань с конфискацией земель. Живопись Феофан Грек (ок.1340 – после 1405 г.). Можайск 1304 г. Опричный террор (1565-1572). Взята 2 октября 1552 г. Публицистика Челобитные Ивана Пересветова Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским.

    Всего в теме 40 презентаций